Re: На тракстопе. Рассказы бывалых тракеров
продолжение......
Возим с собой теннисные ракетки, футбольный, волейбольный, баскетбольный мячи и горные лыжи, если не лето. При благоприятных обстоятельствах отправляемся заранее. Например, доставка груза в Лос-Анджелес в понедельник, в восемь часов утра. Выезжать нужно за сорок восемь часов, то есть в одиннадцать часов утра в субботу, с учётом разницы во времени. Мы в таких случаях стартуем в одиннадцать часов вечера в пятницу. Если ничего не случается - "трафик", снегопад, задержка на границе, поломка машины и тому подобное, а это бывает крайне редко, - у нас двенадцать часов, которые тратим по своему усмотрению, в зависимости от маршрута.
- Подробней, пожалуйста.
Елена: В одиннадцать часов вечера выехали со двора компании, в двенадцать часов взвесились, в четыре часа утра субботы пересекли границу в Детройте, если с документами порядок. В десять часов - заправка в городе Гэри. В четыре часа дня остановка на зоне отдыха траков в районе Дэ Моин - спортивная пауза. Теннисисты это называют игрой об стенку: нижний край трейлера расположен как раз на высоте сетки. Час ушёл. В одиннадцать часов вечера вторая остановка в Кёрни, теннис один час. В шесть часов утра дозаправка в городе Шаян, затем в двенадцать часов дня в Иванстоне, и в шесть часов вечера в Сент-Джордж мы принимаем душ. В семь часов мы проходим отроги Великого каньона, в девять часов (в семь по местному времени) паркуемся на стоянке, расположенной за пирамидой казино "Лакшери", в двухстах метрах от скоростного шоссе в Лас-Вегасе. Быстро переодеваемся для трёхчасовой экскурсии - тренировка для ног...
О Лас-Вегасе можно книгу написать. Я очень люблю Канаду и свой город, но это не мешает мне восхищаться Соединёнными Штатами, а Лас-Вегас - одна из “изюминок” этой необыкновенной страны! Он ошеломляет сразу, при въезде! Ночью с Запада перед вами открывается переливающийся золотой океан из сверкающих драгоценных камней. Этот город - мировая тусовка, где идут лучшие шоу мира, город - произведение искусств, чудо света, не знаю, как можно по другому его назвать! Мы там как в другом измерении. После его посещения чувствуется невероятный прилив сил и эмоциональный подъём, какое то необузданное вдохновение! В ночь с понедельника на вторник бульвар Лас-Вегас, как муравейник; представьте, что там творится в пятницу, субботу, воскресенье! Музыка! Танцующие фонтаны! Бушующий неоновый пожар расплавил ночное небо - звёзд не видно: кругом полыхает, крутится, бурлит! Тысячи счастливых доброжелательных лиц всех форм и расцветок. Тут же вертолётная площадка для осмотра с воздуха города и Великого каньона. Улицы пустеют лишь к пяти утра.
- Но это приезжие, местным утром на работу?
Елена: Хочется рассказать о своей первой встрече с жителями города. Приехали первый раз в Лас-Вегас с двенадцати- часовым запасом времени, запарковались на "трак-стопе" "ФлаинДжей" и направились в гостиницу за информацией. В холле видим респектабельного вида мужчинув белой рубашке с золотыми запонками, в тёмным галстуком, такого же цвета отутюженных брюках, чёрных лакированных туфлях и спрашиваем, как в центр города попасть, - мы здесь первый раз. Он широко улыбнулся и предложил подвезти на своей машине. Возле городской вышки, наподобие нашего CNTour, высадил нас, пожал руки, назвал своё имя и дал визитную карточку на случай, если с нами случится что-то непредвиденное. Мы записали эту необычайную любезность на видео.
В десять часов вечера по времени Невады выехали из Лас-Вегаса (в два часа ночи по времени Калифорнии - разница три часа с Торонто), остановились по указанному адресу в Лос-Анджелесе. До разгрузки шесть часов, легли спать. На следующий день встали под загрузку, которая закончится в три часа ночи. У нас двенадцать часов, на автобусе едем на пляж "Санта-Моника".
- Но большую часть времени вы проводите в машине?
Елена: Кабина современного трака оборудована, как каюта приличной яхты: холодильник, конвертор на три тысячи ватт для телевизора, микроволновой печи, электрочайника и массажёров. Дополнительно два больших "куллера", плита, сковорода - мало ли? Помню, в прошлом декабре, по пути в Сан-Франциско, покатались на горных лыжах (база располагается в трёхстах метрах от шоссе) и спускаемся с перевала к Сакраменто. Снег кончился, пошли сосновые леса. Тут звонок из компании: разгрузку перенесли на несколько часов. Решили остановиться на ночь в горах, в зоне отдыха для траков. Заглушили мотор, вышли оглядеться: красотища! Звонкая тишина, ядрёный хвойный элексир! Вековой сосновый бор подпирает синее небо, опираясь на хвойный ковёр, усыпанный маслятами, красными и жёлтыми мухоморами, редкими подосиновиками. Большинство грибов испорченные, но за час нарезали ведро хороших. Помыли, почистили - и на сковородку... Утром следующего дня тронулись. Чем ниже с гор, тем мягче климат. Вот уже хвойные растения сменились лиственными, пошли раскидистые клёны, белоствольные берёзы, ветвистые ясени. Изредка просматриваются буки и каштаны. Немногочисленные пальмы попадаются всё чаще, вместе с магнолиями и секвойями. Даже дубы здесь не сбрасывают листву круглый год. Остановились возле апельсинового дерева для видеосъёмки, хозяин предложил сорвать несколько штук. От снежных горнолыжных склонов до апельсиновых и лимоновых деревьев - пять часов. Кто-то равнодушен, а нас впечатляет...
- Писать на пробовали?
Елена: Пробовала. Ещё в бытность работы реанимационным врачом и затем ассистентом кафедры хирургии, реаниматологии и анестезиологии института усовершенствования врачей, но это были научные статьи в медицинских сборниках от республиканского до всесоюзного уровня. В 1997 году вышли две книги под моей редакцией: "Иммиграционными коридорами Канады" и "Пособие по независимой иммиграции в Канаду" небольшим тиражом, по тысяче экземпляров каждая, и тут же разошлись. Мы подробно рассказывали об этом в интервью Жоре Галустьяну для одной из телевизионных передач. Подсчитали прибыль, вычислили расходы, остаток разделили на затраченное время - не выгодно. Было предложение от одного из издательств Ленинграда выпустить книги большим тиражом за гонорар. Мы хотели процент от прибыли - и сделка не состоялась. Сейчас готовим раширенные и переработанные варианты, но издавать будем уже собственными силами. Кроме этого, готовятся ещё две книги о жизни иммигрантов, правда в несколько ином жанре.
- Когда же вы спите?
Елена: На ходу. Спать - это моё любимое занятие. Напарники удивлялись моим способностям уделять столько времени сну. Врачи реанимации хорошо адаптированы к частой смене суточного ритма. Приходилось работать по тридцать шесть часов: в четверг утром заступаешь на смену, в пятницу вечером сдаёшь. Ночью можно спать, но в любой момент могут разбудить: больной хуже себя почувствовал или привезли нового. В субботу-воскресенье сон напролёт с перерывами на еду.
- Спать дома в постели и в тряске мчащегося грузовика под рёв мотора не одно и то же. К тому же при авариях в первую очередь страдает спящий?
Елена: Полноценный ночной сон состоит из пяти-шести циклов, каждый из которых содержит переходы от первой стадии до четвёртой, затем от четвёртой до первой в обратном порядке. От количества циклов, которые вы проспали, зависит время бодрствования, в течение которого вы будете управлять траком. Я хорошо знакома с этой проблемой. От стадии, в которой вас разбудили, зависит ваше самочувствие: можно быть бодрым после нескольких минут сна - быстрый сон, энцефалограмма которого с незначительными изменениями почти не отличается от первой стадии сна и кривой бодрствования. Наоборот, ломаная линия четвёртой стадии имеет самую большую амплитуду колебаний, которая указывает на то, что разбуженный тракдрайвер вырван из глубокого сна, он с трудом проснётся и некоторое время будет чувствовать себя "разбитым".
- И какой вывод?
Елена: Если трак движется со скоростью пятьдесят пять миль в час, без рывков, без резких торможений и лихих разворотов, вы спите, как в спальном вагоне поезда. Водитель должен жалеть спящего. Я в первых рейсах не пользовалась защитной сеткой, но однажды напарник так затормозил, что я, спящая, слетела со спальника и грохнулась об пол. “Подрезка” бывает, но с тех пор всегда пристёгиваюсь и другим советую.
- Вы перевозите грузы только в Америку?
Елена: Четыре доставки в Ванкувер, две в Калгари и по одной в Келовну и Эдмонтон. Канада очень красивая страна, она светится добротой, сияет ею! Ландшафты идут один за другим. Хребты и массивы горных цепей северного Онтарио сменяются лесостепями и прериями Манитобы и Соскачевана. Долины, поймы рек и речные террасы переходят в районе Калгари в холмы и горы. Начинаются ущелья, водопады, вулканические озёра, далее мозаика отвесных скал и склонов. Большие перепады высот во время езды - уши закладывает. Выше хвойных лесов, в ложбинах, невысокие корявые деревья, после них пустынные, похожие на тундру, склоны, покрытые валунами. Здесь хорошо себя чувствуют мхи и лишайники, много цветковых растений. Выше снеговой границы начинается холодное царство горных ледников. Пошли вниз... И вот уже океанические бухты с утёсами, пляжами и редкими пальмами среди многообразия цветов. Удивительный симбиоз интеллектуального развития человека и неприкосновенности природы! Перед глазами встаёт вся история этой циви-лизации с её закономерностями и причудами, и созерцая это, я чувствую в себе переполнение vis vitalis - жизненной силы, как говорили на нашем факультете.
- Тракдрайверы поэтичны?
Елена: У тракдрайвера во время езды земля под колёсами и небо над крышей кабины, остальное - удача или жизнь. Гололёд, снегопады, ветер, дождь, пылевые бури, туман -тут не до поэзии.
- Пыль да туман?
Елена: Дороги в нашей стране оставляют желать лучшего. В Онтарио и Британской Колумбии “Транс Канада” номер один - узкое шоссе со встречным движением, зимой, хоть лыжи надевай. Едем двадцатого февраля этого года по северу нашей провинции, спускаемся с горки. Навстречу, километрах в двух, трак несётся сверху в ту же ложбину. Не вписывается в небольшой поворот и ударяется о скалу правой стороной. Отлетают, как бильярдные шары, рама с колёсами, мотором и трейлером отдельно, кабина с водителем чуть поодаль и катятся боком по шоссе, параллельно. Когда поступательное движение закончилось, из окна кабины появляется тракдрайвер и начинает бегать вокруг разбитых останков, причитая и размахивая руками. Полиция, машины пожарной и скорой помощи прибыли быстро. Мы записали на видео много аварий, но чтоб кабину оторвало от рамы - первый раз!
- Можно каким-то образом снизить риск попадания в аварию до минимума?
Елена: Совсем не рисковать, - значит, не ездить. Есть аварии, которые случаются независимо, например, оползень после дождя или складывание автострады во время землетрясения. Но вероятность таких эксцессов чрезвычайно мала. Чаще всего авария является следствием водительского непрофессионализма. Их много: это и нарушение правил движения и неправильный круговой осмотр трака. Причину не следует путать с поводом. Например, при спуске на трассе "Мёртвый человек" в штате Оригон не использовали торможение двигателем и сожгли тормоза. Трак разнесло, и пришлось воспользоваться полосой выката для остановки машины. Мы были свидетелями последствий такого случая на этом участке дороги. Трейлер нарушителя тогда был загружен живыми поросятами. Поводом для аварии в этом случае был отказ тормозов, а причиной аварии - неправильное управление траком или опасное вождение водителя - на языке инструкций и полиции. Чтобы избежать следствия, нужно ликвидировать причину.
- Водитель испытывает постоянное нервное напряжение?
Елена: Только первые поездки. От рейса к рейсу организм адаптируется к стрессу, это явление хорошо изучено Канадским учёным Гансом Селье и получило название общего адаптационного синдрома. Со временем навыки вождения улучшаются и состояние тревоги исчезает, в противном случае долговременная адаптация к стрессу серьёзно нарушает деятельность иммунной системы, и сопротивляемость болезням снижается, что ведёт к возникновению таких болезней, как язва желудка и сердечные приступы.
- Какие аварии были у вас лично или близкие ситуации?
Елена: Нас вытаскивал буксир, когда я по приказу "профессионала" поехала через разделительную полосу и трак сел на "живот"; мы буксовали в снегу и не могли наехать на цепи на стоянке для надевания цепей из-за "лысых" шин на тракторе. Один раз взяли в спешке трейлер с плохими протекторами под обычное улюлюканье: "Быстро!Срочно!". Ночью мела позёмка, но асфальт был тёмным. Машина шла со скоростью сто километров в час, а нас легко обгоняли другие грузовики. Это притупило бдительность. Внезапно трейлер потащило влево, трак вправо, в кювет. Напарник закричал и стал лихорадочно крутить руль влево, я схватилась за ремни сетки, напряглась и сжала зубы. Тормозами пользоваться нельзя, наоборот: вытягивать трактор прибавлением скорос-ти. В полметре от кювета трейлер выровнялся, но его тут же повело вправо, а трак влево на разделительный бордюр. С четвёртого залома удалось удержать баланс. Испуга не было. Всё проходило быстро. И только дрожащие кончики пальцев говорили о том, чем это могло закончиться. А ведь некоторые эстакады расположены на высоте десятиэтажного дома... Ещё интересный случай: привезли груз в Калифорнию. Звонок из компании: “Взять другой трейлер”. Приезжаем по адресу. Хозяин прицепа, весёлый говорун, заверил, радостно жестикулируя, что всё исправно. В таких случаях под трейлер со штангенциркулем не лезут: мы попинали колёса, проверили болты и уровень масла в подшипниках, подцепились - и вперёд! В Аризоне максимальная скорость для траков сто двадцать километров в час и я ехала с этой скоростью. Приезжаю на заправку, делаю круговой осмотр - мама родная!!! Нет сета из двух передних колёс трейлера с водительской стороны! Конец оси наполовину стёрт об асфальт, колёса с другой стороны под углом. А я мчалась!
Отвезли нас к вечеру в живописное место, хоть "вестерн" снимай. В Торонто снежные сугробы, а тут плюс двадцать пять, птички поют, многообразие кактусов от великанов в три человеческих роста и толщиной в обхват до миниатюрных шариков с причудливыми стеблями и необыкновенно красивыми цветами. Мастерская - семейных бизнес: монтёры - симпатичные ребята в широкополых шляпах над могучими загорелыми шеями, в кожаных зачем-то куртках с бахромой и работают бойко. Тут же жёны, дочи, сёстры. "Можете, - говорят, - спать спокойно в своей машине, у нас у всех оружие". Очень по американски! Утром следующего дня трейлер отремонтировали, и главный слесарь, с длинными усами книзу, в джинсах "Wrangler" и остроносых ботинках на скошенном каблуке, даёт мне бумагу где написано, что авария по моей вине - надобно оплатить. Вот те раз! Я спорю, говорю: “Не уйду, пока хозяин трейлера, американец Калифорнийский, не согласится покрыть расходы”. А у последнего сразу мысль, что мы колёса продали!!! Ну и имидж у нашего брата среди обитателей юго-западных штатов!.. Бравый “командир” вызвал полицию. Подъезжают две машины с мигалками. Мы вытащили кинокамеру и просим стражей американского порядка прояснить ситуацию. Полицейские в два голоса согласились, что нашей вины нет: всё что мы должны сделать, это проверить болты на колёсах, давление в шинах, сами шины и общий осмотр, а оплачивать ремонт должна американская сторона. Полезно возить с собой кинокамеру! Другой случай. Подъезжаем к перекрёстку для правого поворота в правом ряду. В левом ряду трак и тоже хочет вправо завернуть. Трогаться первыми должны мы: у него помеха справа. Но загорается зелёный свет, соседний трак трогается с места и, не вытянув достаточно, поворачивает. Напарник даёт звуковой сигнал - поздно! Трейлер уже наехал своей серединой на капот нашего трака. Водитель: "Ой, извините, извините, не посмотрел в зеркало, давайте освободим перекрёсток" Мы сняли на видео обе машины и затем съехали на обочину. Приехал полицейский, выслушал одного, второго: картина, вроде, ясна, но, говорит, что в Калифорнии, в таких случаях не дают заключения, кто виноват, - это решают в страховых компаниях. Приезжаем домой, отдаём кассету руководству... - вопросов нет. Можно много ещё рассказывать, но.., оставлю для мемуаров.
- Значит, не жалеете?
Елена: В последней поездке, в ожидании груза, остановились на плазе перед кинотеатром в городе Кент под Сиэтлом. Поиграли в теннис и решили первый раз за шестнадцать лет сходить в кино. Посмотрели фильм "The Devil wears Prada". Очень рекомендую вновь прибывшим иммигранткам, которые рвутся работать в офисы. Но там главная героиня - американка, закончившая факультет журналистики, пошла работать в поисках рекомендательных писем. Ей было куда уходить. А что в такой ситуации делать иммигранту? Мы нечто похожее испытали на себе, работая в офисах хрустальных небоскрёбов, и поэтому счастливы в тракдрайверской жизни.
- Если Голливуд ставит такие фильмы, значит, этими проблемами обеспокоена общественность и будут приниматься меры. У американцев слова с делами не расходятся. Уверен, ситуация поменяется к лучшему. Но вернёмся к нашей теме. Как вы проводите время в перерывах между рейсами?
Елена: Обязательно сауна. По вечерам сын играет на пианино. Любим потанцевать в русских ресторанах. Ходим на дискотеки - мы без комлексов. Я член авиаклуба, скоро буду летать самостоятельно, но пока учусь.
- Что ж, спасибо за интересный разговор. Большому кораблю, как говорится...
Елена: Большие рифы, поэтому нужно быть очень осторожным. Пожалуйста.
продолжение......
Возим с собой теннисные ракетки, футбольный, волейбольный, баскетбольный мячи и горные лыжи, если не лето. При благоприятных обстоятельствах отправляемся заранее. Например, доставка груза в Лос-Анджелес в понедельник, в восемь часов утра. Выезжать нужно за сорок восемь часов, то есть в одиннадцать часов утра в субботу, с учётом разницы во времени. Мы в таких случаях стартуем в одиннадцать часов вечера в пятницу. Если ничего не случается - "трафик", снегопад, задержка на границе, поломка машины и тому подобное, а это бывает крайне редко, - у нас двенадцать часов, которые тратим по своему усмотрению, в зависимости от маршрута.
- Подробней, пожалуйста.
Елена: В одиннадцать часов вечера выехали со двора компании, в двенадцать часов взвесились, в четыре часа утра субботы пересекли границу в Детройте, если с документами порядок. В десять часов - заправка в городе Гэри. В четыре часа дня остановка на зоне отдыха траков в районе Дэ Моин - спортивная пауза. Теннисисты это называют игрой об стенку: нижний край трейлера расположен как раз на высоте сетки. Час ушёл. В одиннадцать часов вечера вторая остановка в Кёрни, теннис один час. В шесть часов утра дозаправка в городе Шаян, затем в двенадцать часов дня в Иванстоне, и в шесть часов вечера в Сент-Джордж мы принимаем душ. В семь часов мы проходим отроги Великого каньона, в девять часов (в семь по местному времени) паркуемся на стоянке, расположенной за пирамидой казино "Лакшери", в двухстах метрах от скоростного шоссе в Лас-Вегасе. Быстро переодеваемся для трёхчасовой экскурсии - тренировка для ног...
О Лас-Вегасе можно книгу написать. Я очень люблю Канаду и свой город, но это не мешает мне восхищаться Соединёнными Штатами, а Лас-Вегас - одна из “изюминок” этой необыкновенной страны! Он ошеломляет сразу, при въезде! Ночью с Запада перед вами открывается переливающийся золотой океан из сверкающих драгоценных камней. Этот город - мировая тусовка, где идут лучшие шоу мира, город - произведение искусств, чудо света, не знаю, как можно по другому его назвать! Мы там как в другом измерении. После его посещения чувствуется невероятный прилив сил и эмоциональный подъём, какое то необузданное вдохновение! В ночь с понедельника на вторник бульвар Лас-Вегас, как муравейник; представьте, что там творится в пятницу, субботу, воскресенье! Музыка! Танцующие фонтаны! Бушующий неоновый пожар расплавил ночное небо - звёзд не видно: кругом полыхает, крутится, бурлит! Тысячи счастливых доброжелательных лиц всех форм и расцветок. Тут же вертолётная площадка для осмотра с воздуха города и Великого каньона. Улицы пустеют лишь к пяти утра.
- Но это приезжие, местным утром на работу?
Елена: Хочется рассказать о своей первой встрече с жителями города. Приехали первый раз в Лас-Вегас с двенадцати- часовым запасом времени, запарковались на "трак-стопе" "ФлаинДжей" и направились в гостиницу за информацией. В холле видим респектабельного вида мужчинув белой рубашке с золотыми запонками, в тёмным галстуком, такого же цвета отутюженных брюках, чёрных лакированных туфлях и спрашиваем, как в центр города попасть, - мы здесь первый раз. Он широко улыбнулся и предложил подвезти на своей машине. Возле городской вышки, наподобие нашего CNTour, высадил нас, пожал руки, назвал своё имя и дал визитную карточку на случай, если с нами случится что-то непредвиденное. Мы записали эту необычайную любезность на видео.
В десять часов вечера по времени Невады выехали из Лас-Вегаса (в два часа ночи по времени Калифорнии - разница три часа с Торонто), остановились по указанному адресу в Лос-Анджелесе. До разгрузки шесть часов, легли спать. На следующий день встали под загрузку, которая закончится в три часа ночи. У нас двенадцать часов, на автобусе едем на пляж "Санта-Моника".
- Но большую часть времени вы проводите в машине?
Елена: Кабина современного трака оборудована, как каюта приличной яхты: холодильник, конвертор на три тысячи ватт для телевизора, микроволновой печи, электрочайника и массажёров. Дополнительно два больших "куллера", плита, сковорода - мало ли? Помню, в прошлом декабре, по пути в Сан-Франциско, покатались на горных лыжах (база располагается в трёхстах метрах от шоссе) и спускаемся с перевала к Сакраменто. Снег кончился, пошли сосновые леса. Тут звонок из компании: разгрузку перенесли на несколько часов. Решили остановиться на ночь в горах, в зоне отдыха для траков. Заглушили мотор, вышли оглядеться: красотища! Звонкая тишина, ядрёный хвойный элексир! Вековой сосновый бор подпирает синее небо, опираясь на хвойный ковёр, усыпанный маслятами, красными и жёлтыми мухоморами, редкими подосиновиками. Большинство грибов испорченные, но за час нарезали ведро хороших. Помыли, почистили - и на сковородку... Утром следующего дня тронулись. Чем ниже с гор, тем мягче климат. Вот уже хвойные растения сменились лиственными, пошли раскидистые клёны, белоствольные берёзы, ветвистые ясени. Изредка просматриваются буки и каштаны. Немногочисленные пальмы попадаются всё чаще, вместе с магнолиями и секвойями. Даже дубы здесь не сбрасывают листву круглый год. Остановились возле апельсинового дерева для видеосъёмки, хозяин предложил сорвать несколько штук. От снежных горнолыжных склонов до апельсиновых и лимоновых деревьев - пять часов. Кто-то равнодушен, а нас впечатляет...
- Писать на пробовали?
Елена: Пробовала. Ещё в бытность работы реанимационным врачом и затем ассистентом кафедры хирургии, реаниматологии и анестезиологии института усовершенствования врачей, но это были научные статьи в медицинских сборниках от республиканского до всесоюзного уровня. В 1997 году вышли две книги под моей редакцией: "Иммиграционными коридорами Канады" и "Пособие по независимой иммиграции в Канаду" небольшим тиражом, по тысяче экземпляров каждая, и тут же разошлись. Мы подробно рассказывали об этом в интервью Жоре Галустьяну для одной из телевизионных передач. Подсчитали прибыль, вычислили расходы, остаток разделили на затраченное время - не выгодно. Было предложение от одного из издательств Ленинграда выпустить книги большим тиражом за гонорар. Мы хотели процент от прибыли - и сделка не состоялась. Сейчас готовим раширенные и переработанные варианты, но издавать будем уже собственными силами. Кроме этого, готовятся ещё две книги о жизни иммигрантов, правда в несколько ином жанре.
- Когда же вы спите?
Елена: На ходу. Спать - это моё любимое занятие. Напарники удивлялись моим способностям уделять столько времени сну. Врачи реанимации хорошо адаптированы к частой смене суточного ритма. Приходилось работать по тридцать шесть часов: в четверг утром заступаешь на смену, в пятницу вечером сдаёшь. Ночью можно спать, но в любой момент могут разбудить: больной хуже себя почувствовал или привезли нового. В субботу-воскресенье сон напролёт с перерывами на еду.
- Спать дома в постели и в тряске мчащегося грузовика под рёв мотора не одно и то же. К тому же при авариях в первую очередь страдает спящий?
Елена: Полноценный ночной сон состоит из пяти-шести циклов, каждый из которых содержит переходы от первой стадии до четвёртой, затем от четвёртой до первой в обратном порядке. От количества циклов, которые вы проспали, зависит время бодрствования, в течение которого вы будете управлять траком. Я хорошо знакома с этой проблемой. От стадии, в которой вас разбудили, зависит ваше самочувствие: можно быть бодрым после нескольких минут сна - быстрый сон, энцефалограмма которого с незначительными изменениями почти не отличается от первой стадии сна и кривой бодрствования. Наоборот, ломаная линия четвёртой стадии имеет самую большую амплитуду колебаний, которая указывает на то, что разбуженный тракдрайвер вырван из глубокого сна, он с трудом проснётся и некоторое время будет чувствовать себя "разбитым".
- И какой вывод?
Елена: Если трак движется со скоростью пятьдесят пять миль в час, без рывков, без резких торможений и лихих разворотов, вы спите, как в спальном вагоне поезда. Водитель должен жалеть спящего. Я в первых рейсах не пользовалась защитной сеткой, но однажды напарник так затормозил, что я, спящая, слетела со спальника и грохнулась об пол. “Подрезка” бывает, но с тех пор всегда пристёгиваюсь и другим советую.
- Вы перевозите грузы только в Америку?
Елена: Четыре доставки в Ванкувер, две в Калгари и по одной в Келовну и Эдмонтон. Канада очень красивая страна, она светится добротой, сияет ею! Ландшафты идут один за другим. Хребты и массивы горных цепей северного Онтарио сменяются лесостепями и прериями Манитобы и Соскачевана. Долины, поймы рек и речные террасы переходят в районе Калгари в холмы и горы. Начинаются ущелья, водопады, вулканические озёра, далее мозаика отвесных скал и склонов. Большие перепады высот во время езды - уши закладывает. Выше хвойных лесов, в ложбинах, невысокие корявые деревья, после них пустынные, похожие на тундру, склоны, покрытые валунами. Здесь хорошо себя чувствуют мхи и лишайники, много цветковых растений. Выше снеговой границы начинается холодное царство горных ледников. Пошли вниз... И вот уже океанические бухты с утёсами, пляжами и редкими пальмами среди многообразия цветов. Удивительный симбиоз интеллектуального развития человека и неприкосновенности природы! Перед глазами встаёт вся история этой циви-лизации с её закономерностями и причудами, и созерцая это, я чувствую в себе переполнение vis vitalis - жизненной силы, как говорили на нашем факультете.
- Тракдрайверы поэтичны?
Елена: У тракдрайвера во время езды земля под колёсами и небо над крышей кабины, остальное - удача или жизнь. Гололёд, снегопады, ветер, дождь, пылевые бури, туман -тут не до поэзии.
- Пыль да туман?
Елена: Дороги в нашей стране оставляют желать лучшего. В Онтарио и Британской Колумбии “Транс Канада” номер один - узкое шоссе со встречным движением, зимой, хоть лыжи надевай. Едем двадцатого февраля этого года по северу нашей провинции, спускаемся с горки. Навстречу, километрах в двух, трак несётся сверху в ту же ложбину. Не вписывается в небольшой поворот и ударяется о скалу правой стороной. Отлетают, как бильярдные шары, рама с колёсами, мотором и трейлером отдельно, кабина с водителем чуть поодаль и катятся боком по шоссе, параллельно. Когда поступательное движение закончилось, из окна кабины появляется тракдрайвер и начинает бегать вокруг разбитых останков, причитая и размахивая руками. Полиция, машины пожарной и скорой помощи прибыли быстро. Мы записали на видео много аварий, но чтоб кабину оторвало от рамы - первый раз!
- Можно каким-то образом снизить риск попадания в аварию до минимума?
Елена: Совсем не рисковать, - значит, не ездить. Есть аварии, которые случаются независимо, например, оползень после дождя или складывание автострады во время землетрясения. Но вероятность таких эксцессов чрезвычайно мала. Чаще всего авария является следствием водительского непрофессионализма. Их много: это и нарушение правил движения и неправильный круговой осмотр трака. Причину не следует путать с поводом. Например, при спуске на трассе "Мёртвый человек" в штате Оригон не использовали торможение двигателем и сожгли тормоза. Трак разнесло, и пришлось воспользоваться полосой выката для остановки машины. Мы были свидетелями последствий такого случая на этом участке дороги. Трейлер нарушителя тогда был загружен живыми поросятами. Поводом для аварии в этом случае был отказ тормозов, а причиной аварии - неправильное управление траком или опасное вождение водителя - на языке инструкций и полиции. Чтобы избежать следствия, нужно ликвидировать причину.
- Водитель испытывает постоянное нервное напряжение?
Елена: Только первые поездки. От рейса к рейсу организм адаптируется к стрессу, это явление хорошо изучено Канадским учёным Гансом Селье и получило название общего адаптационного синдрома. Со временем навыки вождения улучшаются и состояние тревоги исчезает, в противном случае долговременная адаптация к стрессу серьёзно нарушает деятельность иммунной системы, и сопротивляемость болезням снижается, что ведёт к возникновению таких болезней, как язва желудка и сердечные приступы.
- Какие аварии были у вас лично или близкие ситуации?
Елена: Нас вытаскивал буксир, когда я по приказу "профессионала" поехала через разделительную полосу и трак сел на "живот"; мы буксовали в снегу и не могли наехать на цепи на стоянке для надевания цепей из-за "лысых" шин на тракторе. Один раз взяли в спешке трейлер с плохими протекторами под обычное улюлюканье: "Быстро!Срочно!". Ночью мела позёмка, но асфальт был тёмным. Машина шла со скоростью сто километров в час, а нас легко обгоняли другие грузовики. Это притупило бдительность. Внезапно трейлер потащило влево, трак вправо, в кювет. Напарник закричал и стал лихорадочно крутить руль влево, я схватилась за ремни сетки, напряглась и сжала зубы. Тормозами пользоваться нельзя, наоборот: вытягивать трактор прибавлением скорос-ти. В полметре от кювета трейлер выровнялся, но его тут же повело вправо, а трак влево на разделительный бордюр. С четвёртого залома удалось удержать баланс. Испуга не было. Всё проходило быстро. И только дрожащие кончики пальцев говорили о том, чем это могло закончиться. А ведь некоторые эстакады расположены на высоте десятиэтажного дома... Ещё интересный случай: привезли груз в Калифорнию. Звонок из компании: “Взять другой трейлер”. Приезжаем по адресу. Хозяин прицепа, весёлый говорун, заверил, радостно жестикулируя, что всё исправно. В таких случаях под трейлер со штангенциркулем не лезут: мы попинали колёса, проверили болты и уровень масла в подшипниках, подцепились - и вперёд! В Аризоне максимальная скорость для траков сто двадцать километров в час и я ехала с этой скоростью. Приезжаю на заправку, делаю круговой осмотр - мама родная!!! Нет сета из двух передних колёс трейлера с водительской стороны! Конец оси наполовину стёрт об асфальт, колёса с другой стороны под углом. А я мчалась!
Отвезли нас к вечеру в живописное место, хоть "вестерн" снимай. В Торонто снежные сугробы, а тут плюс двадцать пять, птички поют, многообразие кактусов от великанов в три человеческих роста и толщиной в обхват до миниатюрных шариков с причудливыми стеблями и необыкновенно красивыми цветами. Мастерская - семейных бизнес: монтёры - симпатичные ребята в широкополых шляпах над могучими загорелыми шеями, в кожаных зачем-то куртках с бахромой и работают бойко. Тут же жёны, дочи, сёстры. "Можете, - говорят, - спать спокойно в своей машине, у нас у всех оружие". Очень по американски! Утром следующего дня трейлер отремонтировали, и главный слесарь, с длинными усами книзу, в джинсах "Wrangler" и остроносых ботинках на скошенном каблуке, даёт мне бумагу где написано, что авария по моей вине - надобно оплатить. Вот те раз! Я спорю, говорю: “Не уйду, пока хозяин трейлера, американец Калифорнийский, не согласится покрыть расходы”. А у последнего сразу мысль, что мы колёса продали!!! Ну и имидж у нашего брата среди обитателей юго-западных штатов!.. Бравый “командир” вызвал полицию. Подъезжают две машины с мигалками. Мы вытащили кинокамеру и просим стражей американского порядка прояснить ситуацию. Полицейские в два голоса согласились, что нашей вины нет: всё что мы должны сделать, это проверить болты на колёсах, давление в шинах, сами шины и общий осмотр, а оплачивать ремонт должна американская сторона. Полезно возить с собой кинокамеру! Другой случай. Подъезжаем к перекрёстку для правого поворота в правом ряду. В левом ряду трак и тоже хочет вправо завернуть. Трогаться первыми должны мы: у него помеха справа. Но загорается зелёный свет, соседний трак трогается с места и, не вытянув достаточно, поворачивает. Напарник даёт звуковой сигнал - поздно! Трейлер уже наехал своей серединой на капот нашего трака. Водитель: "Ой, извините, извините, не посмотрел в зеркало, давайте освободим перекрёсток" Мы сняли на видео обе машины и затем съехали на обочину. Приехал полицейский, выслушал одного, второго: картина, вроде, ясна, но, говорит, что в Калифорнии, в таких случаях не дают заключения, кто виноват, - это решают в страховых компаниях. Приезжаем домой, отдаём кассету руководству... - вопросов нет. Можно много ещё рассказывать, но.., оставлю для мемуаров.
- Значит, не жалеете?
Елена: В последней поездке, в ожидании груза, остановились на плазе перед кинотеатром в городе Кент под Сиэтлом. Поиграли в теннис и решили первый раз за шестнадцать лет сходить в кино. Посмотрели фильм "The Devil wears Prada". Очень рекомендую вновь прибывшим иммигранткам, которые рвутся работать в офисы. Но там главная героиня - американка, закончившая факультет журналистики, пошла работать в поисках рекомендательных писем. Ей было куда уходить. А что в такой ситуации делать иммигранту? Мы нечто похожее испытали на себе, работая в офисах хрустальных небоскрёбов, и поэтому счастливы в тракдрайверской жизни.
- Если Голливуд ставит такие фильмы, значит, этими проблемами обеспокоена общественность и будут приниматься меры. У американцев слова с делами не расходятся. Уверен, ситуация поменяется к лучшему. Но вернёмся к нашей теме. Как вы проводите время в перерывах между рейсами?
Елена: Обязательно сауна. По вечерам сын играет на пианино. Любим потанцевать в русских ресторанах. Ходим на дискотеки - мы без комлексов. Я член авиаклуба, скоро буду летать самостоятельно, но пока учусь.
- Что ж, спасибо за интересный разговор. Большому кораблю, как говорится...
Елена: Большие рифы, поэтому нужно быть очень осторожным. Пожалуйста.
Comment