Announcement

Collapse
No announcement yet.

Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

Collapse

Forum Topic List

Collapse
X
 
  • Filter
  • Time
  • Show
Clear All
new posts

  • Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

    Можно действительно оспорить правомерность тех или иных предпочтений художника, но Феллини, думается, на своем месте. Нет, я не возьмусь сказать, что он более сильный, более значительный режиссер, чем Хичкок, Бергман, Куросава, Эйзенштейн или Годар. Тут сравнивать трудно. Но он самый... непринужденный (другого слова найти не могу). Самый чудодейственный, ибо никто не умел говорить о сокровенном так дерзко и остроумно. Никто не умел так волшебно, так искрометно-весело свивать воедино самые несродные образные стихии – трагедию и фарс, мелодраму и пародию, эпос и анекдот, обыденность и гротеск. Никто не умел так празднично, так эффектно доводить до нашего сознания трагическое состояние современной цивилизации и всего человеческого бытия...

    .Свой путь в искусстве Феллини начал в довоенные годы – в эпоху фашизма. Подобно многим из тех, кто впоследствии сделались зачинателями едва ли не самого прогрессивного, самого демократичного течения в мировом кинематографе – неореализма. Нет, Феллини не был активным, открытым антифашистом. Ему, как и многим его сверстникам, воспитанным в порядочных, далеких от шовинизма и политической демагогии семьях, по-человечески претила общественная атмосфера тех предвоенных лет: спесь фашистских функционеров, неустанная промывка мозгов, слежка и доносительство, произвол тайной полиции и тому подобное.

    Кроме того, молодому человеку с душой, дарованием и здравым смыслом – а именно таков юный Федерико Феллини – был просто эстетически чужд облик фашизма, внешние проявления его идеологии: помпезные, агрессивные парады, его крикливые лозунги, его истерично-самодовольная пресса. Его напыщенная, лицемерная фразеология... Все эти памятные приметы детства и отрочества Феллини впоследствии воскресил в одной из самых замечательных лент – “Амаркорд” (“Я вспоминаю”).

    Впрочем, это вовсе не означает, что у Феллини было мрачное, несчастливое детство. Во-первых, итальянский фашизм в отличие от немецкого все же не смог проявить себя наихудшим, наистрашнейшим образом, не смог – при всем старании – тотально приструнить свой народ. Муссолини не рискнул подорвать авторитет церкви, авторитет королевской власти, авторитет множества местных традиций, не совпадающих с идейными установками фашизма. Менталитет итальянского народа: его вольготное, южное мироощущение, склонное к стихийному бытию, к поэтическому беспорядку, к веселой и простодушной беспечности, не приемлющее жесткой дисциплины и слепого повиновения, – как бы тайно саботировал усилия фашистов сделать нацию послушной, жестокой и агрессивной. Феллини часто подсмеивался в своих картинах (часто не без грусти) над этим менталитетом – над легкомыслием, леностью, над житейской безответственностью своих героев, но силу, животворные токи этого природного состояния он тоже хорошо ощущал. И хорошо передавал. Эта стихийная, дружелюбно-веселая доверчивость к живой жизни – та, что часто вызволяет человека из бездны отчаяния, была свойственна и самому Феллини. Откровенней всего это проявилось не столько даже в его фильмах, сколько в рисунках. Ворох гротескных жестов, гримас, телодвижений буквально кричит о великом и необъятном празднестве жизни – о его игровом непостоянстве, о его лукавых и порой, прямо скажем, небезобидных кознях, однако... Однако самые жуткие гримасы жизни – страшные социально-общественные катаклизмы ХХ века (мировые войны, тоталитарные революции, фашизм) – Феллини обходит стороной. Он знает о них, вспоминает, но мимоходом, полусерьезно. И не потому, что не придает им значения, – просто ему эстетически и человечески чужды эти глобальные извращения нашего земного бытия.

    Но вернемся к детству художника. Оно оставило памятный и в общем-то светлый след в его биографии. И не только потому, что итальянский фашизм был, как иногда говорят, сопливее немецкого. Жизнь в Римини, маленьком курортном городке на Северной Адриатике, по-своему была интересной и поучительной. И Феллини с удовольствием живописал ее во многих картинах. Мальчишеские проказы... простодушные семейные обряды... городские скандалы... местных “чудиков” и местных знаменитостей... заезжую публику... домашние перебранки... шумные карнавалы. Даже самое мрачное – учебу в католической школе – он вспоминал с юмором. И похоже, даже сохранил толику почтения к католической вере. Во всяком случае никаких резких богоборческих мотивов (в отличие, скажем, от Бунюэля) в его творчестве нет – так... легкая, мимолетная ирония.

    Покинув родной город (подобно герою из фильма “Маменькины сынки”), Феллини становится гражданином Рима – великого и прекрасного города, чью славу он приумножил, сделав его местом действия большинства фильмов. Более того, он посвятил ему, великому и прекрасному, одну из лучших своих картин – “Рим”, и мало какой город на земле может похвастаться таким возвышенно поэтичным и таким ядовито сатиричным “путеводителем”. Но по сути Риму посвящены (что называется, в подтексте) и многие другие картины режиссера, начиная с первой самостоятельной – “Белый шейх”. Действие “Шейха” происходит в послевоенное время, но это малосущественно, ибо данная история вполне могла бы произойти и до войны. Трагикомическое приключение, пережитое юной провинциалкой, впервые оказавшейся в Риме, явно навеяно воспоминаниями Феллини о своей юности, когда он какое-то время подвизался на поприще журналистики – был автором и художником дешевых газетных комиксов. Героине “Белого шейха” – хорошенькой наивной провинциалке – неинтересен парадный, туристический Рим, в угоду мужу она деланно восхищается его красотами, но втайне мечтает о другом Риме. О том, где обитает “белый шейх” – герой приключенческих фотокомиксов (фуматто), герой ее девических грез. На поверку все оказывается прозаичнее и даже непристойнее, но даже это открытие не в силах убить дорогую ей полудетскую мечту. Глупая, дешевая, насквозь фальшивая, она все равно остается романтической, поэтичной мечтой. Это не то чтоб изнанка Рима, скорее просто его повседневность, его будничная суета, неприглядная, хотя по-своему вкусная и колоритная круговерть.

    Изнанка же предстает перед нами в другом “римском” фильме Феллини – в знаменитейшей “Сладкой жизни”. Это не совсем обычная изнанка – не задворки, не трущобы, не притоны. Это Рим обеспеченных, сытых людей, не обделенных ни комфортом, ни популярностью, ни красотой, ни здоровьем, ни житейской хваткой, ни здравым рассудком, ни семейными радостями. И все же это именно изнанка (что есть подлинная трагедия), ибо распорядиться всеми этим дарами – во благо себе и людям – эта публика не в состоянии. Какая-то коварная, страшная духовная и душевная червоточина мешает им. Вечный город предстает здесь как средоточие гибельных человеческих соблазнов, где голос Бога уже почти не слышен. Недаром фильм вызвал у многих проницательных критиков ассоциацию с грандиозными фресками художников Ренессанса, где вихревые потоки живых человеческих тел устремляются прямиком в адские бездны.

    Похожий Рим – персонаж и другой, не менее знаменитой фрески Феллини – “Сатирикон”. Разумеется, внешней схожести тут нет и быть не может, поскольку речь идет о древнем Риме – о Риме эпохи Нерона и первых цезарей. Но глубинное сходство между “двумя Римами” очевидно, ибо речь идет об упадке, о растлении. Мы видим, как деградирует, изживает себя великая цивилизация, потерявшая веру в надмирные духовные ценности и отдавшаяся заразительным соблазнам. Проблески добрых чувств, красоты, высокой мудрости, утонченной культуры только оттеняют гибельную атмосферу, неотвратимо удушающую римскую жизнь.

    Разумеется, случалось, что bella Roma – красавец Рим – представал у Феллини и не в таком трагически-гротесковом обличии, но... Это случалось, если город был не столько действующим лицом, как в последних двух лентах (в этот ряд стоит еще поставить новеллу “Тоби Даммит”), а просто выразительным фоном.

    ...Конечно, видение Феллини – не единственно возможное видение Рима. Но дело не в Риме как таковом. Рим у Феллини в известном роде метафора, символ нашей эпохи или, как иногда говорят, общества потребления. Феллини убедительно доказал, что его видение современности очень проницательно и пророчески точно. Именно такой грандиозный, с трагическим акцентом гротеск – насмешливый, меланхоличный и чуть-чуть загадочный – наиболее метко и впечатляюще передает образ той социально-общественной среды, в которой мы обитаем. И которая так гордится своей научной, культурной и политической прогрессивностью.

    Так было не всегда, и Феллини не сразу пришел к такому сатирическому видению (хотя конечно же был предрасположен к нему и своей биографией, и своим характером, и своим дарованием). Было время, когда он исповедовал иные принципы художества, и притом весьма достойные. То было в первые послевоенные годы, когда народ Италии, очнувшись от фашистского наваждения, ощутил великий нравственный и социальный подъем и был преисполнен самых светлых и честных надежд. Кинематограф первым почувствовал и отозвался на эти настроения. Так возникло явление, названное впоследствии неореализмом. Феллини был не просто поборником этого удивительного явления. Он сам, будучи начинающим кинематографистом, стоял у истоков этого течения и способствовал его становлению. Правда, не как режиссер – как сценарист, как ассистент режиссера.

    Но и это не было началом его жизни в кинематографе. Он пришел в кино где-то в начале 40-х и очень скоро преуспел в качестве автора коммерческих комедий и мелодрам. Можно бы опустить этот период его биографии как не шибко респектабельный – сценарии, написанные им, были не более чем пустенькие поделки, однако для Феллини эта “школа” значила очень много. Благодаря ей он познал и полюбил саму природу кинематографа – его площадное, простодушное естество. Его магическое всевластие над людьми. Его умение увлекать, возбуждать и навеивать обманные грезы воистину безграничной аудитории. Это было природно близко дарованиям и душевному складу Феллини. Он и по жизни был склонен к мистификациям, измышлениям, розыгрышам – порой по-детски веселым, порой по-детски жестоким... Он хорошо усвоил уроки этой школы и потому практически не создал ни одной картины, которая не имела бы широкого успеха у публики, – оставаясь при этом всегда умным, эстетически изобретательным и тонким художником.

    Он внес приметную лепту в искусство неореализма, приняв участие в создании таких знаменитых лент, как “Рим – открытый город”, “Пайза”, “Дорога надежды”, “Под небом Сицилии”, и других. Его режиссерский дебют, состоявшийся в 1950 году, был совместной работой с опытным Альберто Латтуадой, одним из лидеров итальянского неореализма. Эту работу (фильм назывался “Огни варьете”) Феллини считал наполовину своей, и когда тринадцать лет спустя приступил к созданию фильма, в котором явственно проступали приметы его режиссерской биографии, то назвал его – по числу своих лент – “Восемь с половиной”.

    Да, Феллини сформировался как режиссер в утробе неореализма. Но он же был тем, кто сильней и непреложней других доказал – уже в начале 50-х – изжитость неореализма. Неореализм был исполнен великой и отчасти слепой любви к “простому человеку” – честному труженику, к его заботам и нуждам, к его бедам и радостям, к его надеждам. И страстно ратовал за его классовые, общественные, да и просто житейские интересы. Человеку, проповедовали неореалисты, нужна работа, крыша над головой, уверенность в завтрашнем дне и конечно же социальная справедливость. Они воспевали беззаветную солидарность простых людей, их бескорыстие, их великодушие. В первые послевоенные годы итальянская повседневность действительно давала пищу для такого прямодушного толкования жизни. Однако уже и тогда отдельные, наиболее проницательные художники ощущали явную ограниченность такого толкования. Феллини был едва ли не первым, кто внятно и выразительно сформулировал это в итальянском кинематографе. Простая жизнь – как бы говорят его фильмы – отнюдь не застрахована от низости и предательства, от мелких страстишек и жесточайшей грубости, от глупости и слепой корысти. А сытость и обеспеченность отнюдь не делают человека счастливым – если он, конечно, человек, а не животное в человечьем обличье. Об этом и “Белый шейх”, и “Маменькины сынки”, и “Ночи Кабирии”, и “Дорога”, и “Сладкая жизнь” – фильмы 50-х годов.

    В этих фильмах, весьма разных по содержанию, Феллини художественно исследует иные – принципиально отличные от приоритетов неореализма – драмы человеческого бытия. И прежде всего драму человека, пребывающего в жестоком разладе с реальностью, притом частью этой реальности являются его собственные слабости, предубеждения, ограниченность. Это драма живой, интересной, далеко не стандартной личности, задыхающейся в тесных рамках воспитательных и поведенческих схем и мучительно пытающейся избавиться от них.

    Надо сказать, что между всеми картинами Феллини – и ранними, и поздними – легко обнаруживаются реальные и формальные связи. Каждый фильм автобиографичен. Разумеется, каждый раз по-разному и в разной мере. Но всюду Феллини охотно и откровенно распахивает свои пристрастия (и явные, и тайные), свои навязчивые фантазии, впечатления детства и юности, среду, некогда окружавшую его (или окружающую в данный момент). Больше того, все его фильмы как бы продолжают один другой – режиссер не стесняется повторяться, цитировать самого себя. Его работы легко объединить в дилогии и трилогии. Наиболее явная – конечно же “Сладкая жизнь”, “Восемь с половиной”, “Джульетта и духи”. И она же наиболее конкретно выразила один из главных сатирических мотивов Феллини: вырождение привычных, освященных традицией человеческих отношений – от интимных до кровных, дружеских и деловых, лицемерие современной морали, духовная опустошенность тех, кого принято называть столпами общества.

    Вообще в кинематографе Феллини легко различимы излюбленные мотивы, которые он постоянно варьирует и как бы поверяет своим творчеством. Они часто вторят друг другу, перемежаются, иногда сливаются воедино. Вот они.

    Мотив детства (или более широко – ранней юности). Детские лица, фигурки часто возникают в картинах Феллини, являя собой некое первозданное, простодушное отношение к жизни – забавное и трогательное и часто нелепое с точки зрения взрослого мира.

    Мотив дороги. Мотив извечного, неодолимого стремления человека к перемене мест, перемене судьбы. Дорога у Феллини (образ ее предстает подчас в конкретном земном обличье, подчас в метафорических формах), как правило, ведет в никуда, кончается ничем, бессмысленно кружит, заводит в тупик и все-таки манит слабым мерцанием надежды, возможностью обновления жизни. С этим грустноватым поэтическим мотивом тесно связан другой, еще более безрадостный. Мотив одиночества. Мотив душевной и физической неприкаянности человека, его неспособности к любви и верности, к сочувствию и милосердию. В иных картинах Феллини – “Ночи Кабирии”, “Дорога”, “Джульетта и духи” – этот мотив звучит особенно резко и, можно сказать, в какой-то мере доминирует над прочими.

    Близок к этим мотивам и мотив рока – злосчастной судьбы, вовлекающей людей в бессмысленный круговорот и несущей всё и вся к бесславному концу. Этот мотив хорошо ощутим в упомянутой нами трилогии, но не менее внятно звучит он и в “Сатириконе”, и в удивительной монументальной притче “И корабль плывет”, и – что особенно интересно! – в самых легкомысленных фильмах Феллини: “Казанова” и “Город женщин”. Герои этих фильмов отчасти объекты иронии и насмешки, но вместе с тем и внятного сочувствия. Ибо речь идет о людях, лишенных душевной опоры, духовного стимула, но страстно желающих их обрести и ради этого готовых броситься из одной крайности в другую. И каждая крайность, то есть каждая среда, с которой их сталкивает судьба, предлагает им на первый взгляд нечто приглядное, занятное, соблазнительное, а на поверку фальшивое, гнилое и бесполезное.

    Но есть у Феллини и более радостный, более животворный мотив, хотя опять же не лишенный, как правило, грустно-тревожной ноты, а подчас и трагичной. Это мотив карнавала. Карнавального действа, карнавального ритуала. Тех волшебных мгновений, что невольно приобщают человека к искусству, к тому вдохновенному состоянию, которое освобождает дух и тело и дает им чувство детской радости. У Феллини нет практически ни одной картины, где бы не присутствовали цирк, балаган, бурлеск, варьете, мюзик-холл и, наконец, сам кинематограф – все, что почти гипнотически вовлекает человека в сферу фантазии, выявляет его скрытые мысли и желания, преображает его и окружающую реальность. В нескольких фильмах этот мотив – один из главных (начиная с дебюта, той самой “половинчатой” ленты “Огни варьете”), а два из них фактически ему и посвящены. Один называется “Клоуны”, и это не самая значительная, хотя по-своему оригинальная и красивая работа Феллини. Документальный фильм, снятый для телевидения, что-то вроде трагикомичного обозрения об искусстве так называемой белой клоунады. Это старинная итальянская цирковая традиция, ведущая начало от карнавальных зрелищ средневековья и, увы, грозящая вот-вот исчезнуть – что конечно же не на пользу национальной культуре... Другая картина – “Дорога”, и она столь значительна в истории мирового кинематографа, что о ней стоит сказать поподробнее. Тем более что в ней, как нигде, сильна и чистопробна трагедийная подоплека мироощущения Феллини.

    Герои ленты – бродячие комедианты, циркачи. Свободные и нищие художники, как бы отверженные нормальной жизнью, обреченные скитаться по дорогам, лишенные домашнего уюта, семейных радостей и надежды на простое человеческое счастье. Сначала их двое: грубый и туповатый силач Дзампано, разрывающий грудью цепи, и Джельсомина, полуюродивая, жалкая клоунесса, которую силач держит в женах, рабынях и партнершах одновременно. Потом на время к ним присоединяется Мато, веселый, красивый и остроумный клоун-канатоходец. Но Мато и Дзампано несовместимы, и ссоры между ними однажды кончаются дракой, в которой Зло убивает Добро. Потрясенная Джельсомина исчезает, оставляя Дзампано в одиночестве, которое он вдруг начинает ощущать как мучительную, почти смертельную душевную тоску. Такова сюжетная нить. Ее трагически безысходный смысл в том, что мужчина и женщина, дикарь Дзампано и его безответная спутница, с одной стороны, бесконечно далеки друг от друга, с другой – ощущают смутную и болезненную потребность друг в друге. Самое страшное, что они не могут понять сути своих отношений и, стало быть, не могут сделать навстречу друг другу даже маленького шажка. Суть понимает Мато, но его попытки вмешаться в судьбу кончаются катастрофой.

    Карнавал (цирк) в этой ленте предстает в самом что ни на есть жалком своем обличье. Ниже того, чем живут и дышат Дзампано и Джельсомина, опуститься вроде бы уже нельзя (если, конечно, не брать в расчет преступную жизнь). Даже проститутка Кабирия (эту роль, как и роль Джельсомины, играла великая Джульетта Мазина, жена Федерико Феллини) питает пусть немудреные, но светлые надежды на жизнь. Однако даже в таком состоянии цирк у Феллини выглядит отнюдь не отвратно – он выглядит честным уличным искусством, простым и добродушным, умеющим творить на глазах у людей нехитрые чудеса и тем самым вносить в обстановку будней крупицу праздника.

    Нет ни одной картины Феллини, где карнавальная стихия не была бы приметным действующим лицом, а точнее, глубокой и многозначной метафорой. Она у него – символ Жизни, которая прекрасна... Забава. Иногда радостная, иногда грустная, иногда жутковатая. И всегда чуть-чуть загадочная.

    В мировом кинематографе, где тема цирка искони была популярной (кино и начиналось в известном смысле как цирк, балаган), не найти фильма, который бы воплотил эту тему с таким блеском и мудростью.

    Поблизости этого мотива, а где-то ему и сродни, еще один сокровенный и сложный мотив, постоянно тревожимый Феллини. Это мотив творчества. Точнее – прекрасной и трудной судьбы художника, судьбы, исполненной превратностей, житейской неприкаянности, жесточайшего самокопания, духовных метаний и нередко горчайшего одиночества. Этот мотив реализован в творчестве Феллини удивительно разнообразно, и слово “удивительно” здесь не просто риторическое усиление. В фильме “Джинджер и Фред” минимум горечи и максимум трепетной, ничуть не оскорбительной жалости к судьбе маленького художника. Герои фильма, он и она, бывшие танцоры, не шибко знаменитые и в прошлые времена, а ныне и вовсе малоизвестные, почти забытые, но они все равно художники – истинные, а значит, неизменные, “навсегдашние”. Несчастный, слегка опустившийся, изрядно одряхлевший Фред преображается в танце – как, впрочем, и его партнерша, и эта преданность искусству, своему художническому долгу помогает им сохранить чувство собственного достоинства. Для художника (если он неподдельный художник) нет старости, немощи, нет роковых поражений. Эта мысль звучит и в последней полудокументальной картине Феллини “Интервью”. Художник, даже если он уже не в силах создавать зримые и слышимые творения, все равно бессмертен – живой человеческой памятью.

    Но процесс творчества сложен и во многом таинствен. И художник в этом процессе часто теряет контроль над своими героями, над своими чувствами и подсознанием – сопротивление материала часто гнетет его, заставляет то уходить в себя, то, напротив, выводит из равновесия. Дабы ощутить себя хозяином положения, ему приходится часто жертвовать терпимостью, добротой и даже иногда элементарной человеческой порядочностью. Человечность уступает место эгоизму. Это всегда и в первую очередь отражается на ближних – на тех, кто сопутствует ему в жизни или в творчестве. Особенно этим чреваты профессии, где художнику по должности положено быть хозяином положения. Профессия режиссера, профессия дирижера. В фильме “Репетиция оркестра” художник (дирижер) призван создать гармонию из хаоса, причем из хаоса не фигурального, а самого что ни на есть конкретного, материального. Проще говоря, ему надо – и никуда от этого не уйдешь – укротить оркестр. Оркестрантов. И далеко не всегда их, столь разных, столь амбициозных, самолюбивых и неспокойных, можно укротить “мытьем”, часто приходится и “катаньем”. Предоставленные самим себе, они легко превращаются в сущую толпу. И Феллини не стесняется завершить фильм шокирующим пассажем – крик дирижера, подведшего, наконец, оркестр к должному звучанию, перерастает в истерические вопли... Гитлера. Те самые вопли, которыми диктатор укрощал и гипнотизировал толпу. Ничего не скажешь, жестокая ассоциация, но Феллини, признаемся в этом, не высосал ее из пальца.

    И все же главную, наиболее емкую трактовку этого мотива (судьба художника) Феллини воплотил, безусловно, в фильме “Восемь с половиной” – самом авторском, то есть самом исповедническом, своем фильме. Да, по жанру этот фильм сущая исповедь, искреннее, порой беспощадное признание художника в собственных слабостях и ошибках, в сомнительных пристрастиях, в мучительном разладе с близкими и родными людьми, в горестных раздумьях о своем долге, в творческом бессилии. Наверное, к этой картине (в наибольшей мере, нежели к другим) подошел бы эпиграф из Пастернака:

    Во всем мне хочется дойти
    До самой сути –
    В работе, в поисках пути,
    В сердечной смуте.

    Что же касается сути самой картины, то ее, как мне кажется, лучше всего сформулировал Альберто Моравиа, знаменитый итальянский писатель: “Если художнику не о чем говорить, он все равно должен говорить, как ему не о чем говорить”.

    ...Слова “безысходность”, “трагичность”, “одиночество” часто звучали в нашем рассказе о тех мотивах, которые постоянно варьирует в своем искусстве (и не только кинематографическом) Федерико Феллини. Но меньше всего хотелось бы способствовать впечатлению, что его искусство настроено лишь на грусть и отчаяние, на мрачный сарказм и язвительную иронию. Феллини отнюдь не самого мрачного мнения о человеческой натуре – характерно, что однозначных подонков и ничтожеств в его картинах почти нет. Практически нет персонажа, которому режиссер не дал бы шанса вызвать у нас если не симпатию, то по крайней мере дружелюбный интерес. К тому же Феллини, как нетрудно заметить, весьма высокого мнения о творческих способностях человека – о его неугасимой тяге к прекрасному и возвышенному. А еще...

    А еще сложный и чуткий мастер с искренней верой и увлеченностью обыгрывает в своем творчестве еще один мотив, бросающий на все странную, причудливую светотень. В его картинах всегда чувствуется некое ожидание чуда, озарения, которое вот-вот снизойдет на человека, даст ему утешение, покой и надежду. Феллини как будто все время намекает своим героям, что возможно и даже реально прикосновение к высшему смыслу жизни, к душевному и духовному преображению.

    Но самое доброе достоинство фильмов Феллини в том, что они честные произведения, дающие нам реальное мужество, ибо призывают смотреть жизни прямо в глаза, не давая себе никаких поблажек, не позволяя убаюкать себя сказками, ложью и пустыми обещаниями.

  • #2
    Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

    Спасибо, Арти! Интересная хроника.

    Comment


    • #3
      Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

      Приветствую вас Seven!!! Очень рад, что вам понравилась моя статья! А вот ещё кое-что о великом мастере...

      Федерико феллини- клоуны и цирк прошли через всю мою жизнь...

      Неповтроимый взгляд маэстро!

      Рабочий момент съёмок шедевра- величайшие 8 1/2

      Интервью режиссера

      "Хм... а всё-таки они правы... я гений..."

      Созерцание автора, очень редкий кадр.

      Первый шедевр: "Дорога", в ролях:Джульетта Мазина, Энтони Куинн.

      Последний оскар... за вклад в киноискусство!

      Comment


      • #4
        Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

        Джульетта Мазина - жена Феллини. Из очень богатой, аристократической семьи. В 80-е у Феллини было около 3 семей, одна из них в Праге.

        Comment


        • #5
          Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

          Приветствую вас Глобусик,... спасибо за дополнительную информацию,... я даже и не знал, что у него было 3 семьи! Продолжая эту тему...
          Фильмография режиссера:
          • Пират - это я (Il pirata sono io, режиссер Марио Маттоли, 1940) - соавтор сценария (гэгмен);
          • И не говори (Non me lo dire, режиссер Марио Маттоли, 1940) - соавтор сценария (гэгмен);
          • Видишь, какой ты (Lo vedi come sei, режиссер Марио Маттоли, 1940) - соавтор сценария (гэгмен);
          • Документ Z-3 (Documento Z-3, режиссер Альфредо Гуарини, 1942) - соавтор сценария;
          • Четвертая страница (Quatra pagina, режиссеры Николо Манцари и Доменико Гамбино, 1942) - соавтор сценария;
          • Впереди есть место! (Avanti c'e posto!, режиссер Марио Боннар, 1942) - соавтор сценария;
          • Площадь цветов (Campo de'Fiori, режиссер Марио Боннар, 1943) - соавтор сценария;
          • Кто его видел? (Chi l'ha visto?, режиссер Гоффредо Алессандрини, 1943) - соавтор сценария; Видение (Apparzione, режиссер Жан де Лимюр, 1943) - соавтор сценария;
          • Последняя коляска (L'ultima carozzella, режиссер Марио Маттоли, 1943) - соавтор сценария;
          • Рим, открытый город (Roma, citta aperta, режиссер Роберто Росселлини, 1945) - соавтор сценария, ассистент режиссера;
          • Пайза (Paisa, режиссер Роберто Росселлини, 1946) - соавтор сценария, ассистент режиссера;
          • Проводник (Il passatore, режиссер Дуилио Колетти, 1947) - соавтор сценария;
          • Опиумный притон (La fumeria d'oppio, режиссер Раффаэлло Матараццо, 1947) - соавтор сценария;
          • Вечный жид (L'ebreo errante, режиссер Гоффредо Алессандрини, 1947) - соавтор сценария;
          • Преступление Джованни Эпископо (Il delitto di Giovanni Episcopo, режиссер Альберто Латтуада, по роману Габриэле Д'Аннуцио Джованни Эпископо (Giovanni
          • Episcopo), 1947) - соавтор сценария;
          • Без жалости (Senza pieta, режиссер Альберто Латтуада, 1948) - соавтор сценария;
          • Гиблый город (La citta dolente, режиссер Марио Боннар, 1948) - соавтор сценария;
          • Любовь (L'Amore, режиссер Роберто Росселлини, 1948) - соавтор сценария, ассистент режиссера и исполнитель роли бродяги в новелле Чудо;
          • Мельница на По (Il mulino del Po, режиссер Альберто Латтуада, по одноименному роману Риккардо Баккелли, 1949) - соавтор сценария;..
          • Во имя закона (In nome della legge, в сов. прокате: Под небом Сицилии, режиссер Пьетро Джерми, 1948) - соавтор сценария;
          • Дорога надежды (Il cammino della speranza, режиссер Пьетро Джерми, 1950) - соавтор сценария;
          • Закрытые жалюзи (Persiane chiuse, режиссер Луиджи Коменчини, 1950) - соавтор сценария;
          • Огни варьете (Luci di varieta, 1950) - сорежиссер (с Альберто Латтуадой), соавтор сценария;
          • Франциск, менестрель божий (Francesco, giullare di Dio, режиссер Роберто Росселлини, 1950) - соавтор сценария, ассистент режиссера;
          • Европа 51 (Europa 51, режиссер Роберто Росселлини, 1951) - соавтор сценария;
          • Красивая горничная ищет работу (Cameriera bella presenza offresi, режиссер Джорджио Пастина, 1951) - соавтор сценария;
          • Город защищается (La citta si difende, режиссер Пьетро Джерми, 1951) - соавтор сценария;
          • Разбойник с Такка ди Лупо (Il brigante di Tacca di Luppo, режиссер Пьетро Джерми, по одноименному рассказу Риккардо Баккелли, 1952) - соавтор сценария;
          • Белый шейх (Lo sceicco bianco, 1952) - режиссер, соавтор сценария; Маменькины сынки (I vitelloni, 1953, Серебряный Лев в Венеции) - режиссер, соавтор сценария;
          • Любовь в городе (L'amore in citta, 1953) - режиссер и соавтор сценария новеллы Брачная контора (Agenza matrimoniale);
          • Дорога (La strada, в сов. прокате: Они бродили по дорогам, 1954, "Оскар" за лучший иноязычный фильм (1956), Серебряный Лев в Венеции) - режиссер, соавтор сценария;
          • Мошенничество (Il bidone, 1955) - режиссер, соавтор сценария;
          • Ночи Кабирии (Le notti di Cabiria, 1957, "Оскар" за лучший иноязычный фильм) - режиссер, соавтор сценария;
          • Фортунелла (Fortunella, режиссер Эдуардо Де Филиппо, 1958) - соавтор сценария; Сладкая жизнь (La dolce vita, 1960, Золотая Пальма в Каннах) - режиссер, соавтор сценария;
          • Боккаччо, 70 (Boccaccio 70, 1962) - режиссер и соавтор сценария новеллы Искушения доктора Антонио (Le tentazioni del dottor Antonio);
          • 8 1/2 (1963, главный приз в Москве, "Оскар" за лучший иноязычный фильм) - режиссер, соавтор сценария;
          Джульетта и духи (Giulietta degli spiriti, 1965) - режиссер, соавтор сценария;
          • Три шага в бреду (Tre passi nel delirio, 1968) - режиссер и соавтор сценария новеллы "Тоби Даммит" ("Toby Dammit");
          • Феллини-Сатирикон (Fellini-Satyricon, по книге Петрония Сатирикон (Satyricon), 1968) - режиссер, соавтор сценария;
          • Феллини: блокнот режиссера, документальный (Fellini: Block-notes di un regia; Fellini: A Director's Notebook, 1969) - сорежиссер (с Бернардино Дзаппони);
          • Клоуны (I clowns, 1970) - режиссер, соавтор сценария; Рим (Roma, 1972) - режиссер, соавтор сценария;
          Амаркорд (Amarcord, 1973, "Оскар" за лучший иноязычный фильм (1974)) - режиссер, соавтор сценария;
          • Казанова Федерико Феллини (Il Casanova di Federico Fellini, по мотивам книги Джакомо Казановы История моей жизни (Storia della mia vita), 1976) - режиссер, соавтор сценария;
          • Репетиция оркестра (Prova d'orchestra, 1979) - режиссер, соавтор сценария; Город женщин (La citta delle donne, 1980) - режиссер, соавтор сценария;
          • И корабль плывет (E la nave va, 1983) - режиссер, соавтор сценария;
          • Джинджер и Фред (Ginger e Fred, 1985) - режиссер, соавтор сценария;
          • Интервью (L'intervista, 1987) - режиссер, соавтор сценария;
          • Голос луны (La voce della luna, по мотивам рассказа Эрманно Каваццони Поэма лунатиков (Il poema dei lunatici), 1990) - режиссер, соавтор сценария.
          Отмеченные фильмы покажут сегодня по телеканалу "Культура", в рамках празднования юбилея легендарного режиссера. Также будет показан документальный фильм "Разговор с Феллини".

          Comment


          • #6
            Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

            «Ложь развивает воображение. Если вы говорите правду, вы потом должны на ней стоять и, значит, никуда не двигаться. В творческом смысле правда - это тупик».
            Федерико Феллини (1920-1993)

            Андрей Тарковский о мастере парадоксов Федерико Феллини:

            «Невозможно представить мировое кино без Феллини. И не только потому, что он типично итальянское явление, но и потому, что он оказал огромное влияние на кинематограф всего мира…

            Как всякий истинный художник, Феллини — поэт. И, как всякий поэт, он отличается от других тем, что создает свой собственный мир с целью выразить собственное отношение к современности.

            С моей точки зрения, большим художником можно назвать не того, кто реконструирует явление, а того, кто создает мир, чтобы выразить свое отношение к нему. Художники создавали свой условный мир. И чем субъективнее и «персональнее» были художники, тем глубже они проникали в объективный мир. В этом парадокс искусства. Здесь не место объективной истине, которая всегда абсолютна и универсальна.

            Сам Феллини-художник, так же как и его творчество, очень демократичен. Его чувства всегда доступны народу. Они не рафинированы. Они просты и доходчивы, потому что он сам – простой человек, очень близкий и понятный итальянскому народу. В «Амаркорде», «Ночах Кабирии», «Дороге» видно знание жизни и отношение к ней. Но даже «Сатирикон» инспирирован желанием автора высказаться об окружающем его мире.

            Его удивительное барокко, такое насыщенное деталями, щедрое в использовании рубенсовских и снайдерсовских начал, выражает жизнелюбие, широту его натуры, характера, душевное здоровье. Вне всякого сомнения, это жизнеутверждающее творчество. Но об этом было бы излишне говорить, если бы не желание еще раз подтвердить, что творчество любого художника всегда выражает веру, дает духовную перспективу. Даже если он хотел выразить кризис современного ему общества. Это касается и «Сладкой жизни», и «Казановы». О духовном кризисе человека он рассказывает с такой любовью, что конечный смысл фильма противоречит начальному замыслу. Феллини — очень добрый человек. Еще не было случая, чтобы он не помог, когда к нему обращались за помощью молодые кинематографисты или его товарищи. Это говорит о крупности и духовном бескорыстии личности…

            Пожалуй, никто из современных художников не смог так глубоко выразить проблему творческой личности, находящейся в кризисе, как это сделал Феллини в «8 1/2». История режиссера, которым овладели беспомощность и усталость, послужила основанием для создания яркого фильма. Это глубоко лирическая картина, что не сужает ни ее роли, ни ее значения. Наоборот. Мне кажется, что это лучшая его картина, в которой глубина и утонченность замысла соседствуют с простотой народной демократической формы. Во всяком случае, «8 1/2» моя любимая картина.

            В общении Феллини очень прост, немногословен — милый, очень нежный человек. И очень обаятельный, не в актерском смысле этого определения, а в человеческом. При этом он знает себе цену, что еще более повышает ценность его желания предложить свою помощь друзьям. К нему приходят разные люди, с разными просьбами со всей Италии. Например, как-то к Феллини пришел человек с просьбой помочь его сыну, находящемуся в заключении. Феллини обратился в соответствующие инстанции и разговаривал на эту тему с компетентными людьми. И таких просьб много…

            В Италии его знают. Здороваются с ним на улице. Думаю, что он самый знаменитый режиссер в своей стране. Люди преследуют его, и он часто вынужден говорить по телефону женским голосом, как бы от имени прислуги. Причем он сам увлекается своим перевоплощением и ведет иногда длинные мастерские беседы по телефону от чужого имени.

            Каждая следующая картина Феллини лично для меня очень важна. Сочетание в его фильмах обаятельного, зримого, чувственного мира простого человека и поэтического, тонкого, сложного мира художника делает его творчество уникальным и неповторимым.

            Его человеческая нежность и душевная тонкость просматриваются и в «Клоунах», и в «Риме», и в «Амаркорде», где он становится защитником слабых, маленьких людей. Вернее, эти люди становятся у Феллини центром созданного им живого мира.

            В любви Феллини к цирку, к грустным клоунам в «Клоунах», «Дороге», «Сладкой жизни» выражается его тяга к простому, изначальному, почвенному, соседствующему с тонкими и изысканными вещами.

            Может казаться, что Феллини очень богатый человек. Вероятно, он мог бы быть таковым, если бы принимал выгодные коммерческие предложения от крупнейших итальянских и американских продюсеров. Но он всегда предпочитал платить сам за свою творческую свободу. <…> Можно с уверенностью сказать, что пока Феллини будет делать то, что он хочет, итальянскому кино суждено оставаться на должном художественном уровне.

            В ситуации, когда нет денег, чтобы снимать подлинно итальянские фильмы, когда никто не хочет заниматься искусством, когда перевелись бескорыстные меценаты, все взоры, все надежды обращены к таким мастерам, как Феллини. И я верю, что итальянское кино найдет в себе силы обрести новое дыхание».

            Comment


            • #7
              Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

              И ещё немного о фильмах Феллини...

              Первые фильмы Федерико Феллини Белый шейх (1952) и Маменькины сынки (1953) отчасти следуют неореалистической традиции, но уже в них проявляются несвойственные неореализму качества, которые в дальнейшем станут в творчестве режиссера характерными: перенос внимания с социально-типологических качеств персонажа на индивидуальные черты его личности (как правило, карикатурно заостренные); замена социальной критики существующих порядков и мечтаний о лучшей жизни возрожденческим приятием этого мира как целого, оттененным атмосферой беспокойства по утраченной гармонии; наконец, сосредоточенность на отдельных ярких жизненных деталях в ущерб линейному повествованию. Здесь же (в Белом шейхе) впервые обозначился интерес режиссера к цирку и карнавализации как возможности, надев маску, показать свое настоящее лицо, возможности слиться всем вместе - многие последующие фильмы Феллини заканчиваются карнавалом, объединяющим героев или примиряющим их с жизнью.
              Третий фильм режиссера Дорога (1954) принес ему и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине (жене Феллини) мировую известность и приз "Оскар" (Феллини - единственный режиссер, четырежды удостоенный "Оскара" за лучший иноязычный фильм, не считая "Оскара" за творчество в целом (1993)), но в Италии он подвергся достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма. Хотя герои фильма - артисты бродячего цирка - и относятся к социальным низам, они показаны вне какой бы то ни было связи с обстоятельствами жизни общества и рассматриваются как носители универсальных нравственных и религиозных категорий: по выражению одного из крупнейших теоретиков кино Андре Базена, мир Феллини - "это драматургия поставленного под вопрос спасения души", у Феллини, как и у Достоевского, "события всегда служат совершенно случайными инструментами для поисков души" (Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972, с. 332, 334). В этом смысле Дорога сыграла весьма существенную роль в развитии киноискусства, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма.
              В следующих двух фильмах - в Мошенничестве (1955), герои которого зарабатывают жестоким обманом, и в Ночах Кабирии (1957), в котором проститутка, поверившая в возможность изменить свою жизнь, сталкивается в итоге с предательством - повествовательная основа разрабатывается подробно и последовательно, а социальные и материальные проблемы выходят если не на самый, то на один из первых планов. Эти картины можно было бы назвать запоздалым феллиниевским неореализмом, если бы не некоторые характерные приметы феллиниевского стиля, самой известной из которых является финал Ночей Кабирии, где потерявшая все (веру, любовь, деньги) героиня вновь обретает надежду среди случайной компании, на ходу танцующей и поющей...
              Не менее известен, чем финальная улыбка Кабирии, первый кадр следующей картины Феллини Сладкая жизнь (1960), обогатившей общемировой сленг выражениями "папарацци" и собственно "дольче вита" ("сладкая жизнь"). Фильм начинается с появления вертолета, к которому подвешена статуя Христа. В этом парадоксальном сочетании в значительной мере раскрывается одна из основных идей картины - несоответствие традиционных представлений и символов современным реалиям, которые используют их для своих собственных целей, значительно отличающихся от первоначальных. В фильме показано, как в современном мире события, препарированные и растиражированные средствами массовой информации (главный герой картины - журналист), отрываются от своей сущности и превращаются в пустую самодостаточную оболочку, равнодушную к природе самих явлений. Тем самым Феллини впервые раскрыл одну из важнейших проблем наших дней, на полтора десятилетия опередив ее осмысление в философской литературе (в трудах, прежде всего, Жана Бодрийара).
              С точки зрения развития киноязыка, фильм в определенном смысле завершил формальные поиски кинематографа 50-х гг. в области взаимоотношений повествовательного и изобразительного аспектов кино, показав возможность сопряжения разрозненных и редко связанных друг с другом эпизодов (фильм практически лишен единого сюжета) с помощью изобразительных средств, и обратно - сопряжения разнородных стилей (фильм довольно эклектичен) с помощью повествовательной конструкции. В результате, несмотря на незавершенность и повествовательных, и изобразительных структур самих по себе, фильм оказывается связным, цельным и драматургически напряженным.
              Продолжение изобразительно-монтажных экспериментов в фильме 8 1/2 (1963, гл. приз на Московском кинофестивале) привело Феллини к его крупнейшему открытию в киноязыке, ставшему последней на сегодняшний день революцией в кинематографе - к открытию возможности непосредственного монтажа "реальных" событий и элементов внутреннего мира человека (воспоминаний, сновидений, желаний), никак не выделяемых ни драматургически, ни с помощью каких-либо условных конвенциональных приемов (вроде принятых для этого в то время наплывов, съемок через создающие эффект тумана светофильтры и прочих).
              Эта техника, получившая в киноведении название "поток сознания", была предсказана Сергеем Эйзенштейном в начале 1930 и частично разработана Ингмаром Бергманом в фильме Земляничная поляна (Smultronstallet, 1957) (а впоследствии доведена им же до логического итога в картине Персона (Persona, 1966)). Разнообразие возможностей применения техники потока сознания в кино продемонстрировало, что киноязык по своей широте и гибкости не уступает языку словесному: до тех пор такими способностями в показе внутреннего мира человека обладала только литература.
              Тематически картина посвящена режиссеру, который, как сформулировал сам Феллини, "задумал поставить фильм, а какой - позабыл", и эта внутренняя сумятица и опустошенность главного героя как раз и дает повод проникнуть в душу современного человека и раскрыть, помимо проблем психологии творчества, состояние его сознания и подсознания.
              По мнению историка кино Джеральда Маста, основной тематической оппозицией фильмов Феллини, начиная по крайней мере со Сладкой жизни, является противопоставление чувственного и духовного (Sensuality versus Spirituality) (Mast G. A Short History of the Movies. Chi.: The Univ. of Chicago Press, 1981, pp. 288-289). Наиболее четко это видно в фильме Джульетта и духи (1965), героиня которого тщетно пытается свести воедино свои подсознательные устремления, призраки своего детства и католического воспитания и нормы буржуазного общества - как мораль, так и способы ее нарушения.
              Начиная с этой картины, Феллини все фильмы снимает в цвете. В отличие от большинства других крупнейших режиссеров, он не пользуется какой-либо определенной цветовой гаммой, и, работая со всем разнообразием существующих цветов и фактур, создает яркий полуфантастический мир, связанный не столько с окружающей нас действительностью, сколько с детским и мифологическим сознанием. В этом аспекте Феллини является уникальным режиссером, работающим с предкамерной реальностью как художник с холстом, не опирающимся на нее, а фактическим создающим ее с нуля. Сильнее всего это свойство Феллини быть демиургом своего собственного мира проявилось в экранизациях классики - в большей степени в Феллини - Сатириконе (1968), в несколько меньшей - в Казанове Федерико Феллини (1976), где даже буря в Венецианской лагуне сделана в павильоне.
              Полудокументальные Клоуны (1970) открывают серию картин, главным образом посвященных осмыслению детских и юношеских воспоминаний - то есть воссозданию мира детства. В двух других фильмах такого рода - Риме (1972) и Амаркорде (1973) - в силу того, что детство и молодость поколения режиссера пришлись на эпоху зарождения и развития итальянского фашизма, также осмысливаются исторические процессы и их влияние на общество и личность.
              Фильм Репетиция оркестра (1979) - единственный в практике режиссера, где полностью отсутствуют натурные съемки, и следующее классическому триединству места, времени и образа действий линейно развивающиеся события происходят в одной декорации. Такая несвойственная ни послевоенному кинематографу в целом, ни кинематографу самого Феллини организация картины помогает построить фильм как развернутую метафору современного общества, где оркестр и оркестранты одновременно воплощают и противостоящее мировому хаосу и дисгармонии искусство, и саму цивилизацию в основных ее проявлениях.
              Поздние фильмы Феллини - Город женщин (1980), И корабль плывет (1983), Джинджер и Фред (1985), Интервью (1987) и Голос луны (1990) - преимущественно являются более или менее удачными реминисценциями основных мотивов творчества режиссера (иногда - как, например, в Интервью - в них присутствуют даже прямые цитаты из его более ранних картин). Несмотря на резко отрицательное отношение к телевидению и рекламе, прямо выраженное в фильме Джинджер и Фред, Феллини снял также несколько рекламных роликов: для "Биттер Кампари" (1984), "Ригатони Барилла" (1986) и Банка ди Рома (три ролика, 1992).

              Comment


              • #8
                Re: Федерико Феллини исполнилось бы 90 лет!

                ...может папироску?
                Когда Микеланджело Антониони возвращался из Голливуда в Италию, на границе полиция обнаружила у него марихуану, спрятанную в ботинке. Разразился страшный скандал. Об известнейшем режисёре-контрабандисте писала пресса всего мира. Франческо Рози и его жена Джанкарла организовали для Антониони торжественный приём по случаю возвращения на своей вилле во Фрегино. Все, конечно, знали о скандале с марихуаной. Царила напряженная атмосфера. Люди были смущены. Они старались избегать каких-либо намёков на то, что произошло. Спустя некоторое время Джанкарла поняла, что ситуацию может спасти лишь Федерико Феллини, и, отведя его в сторону, сказала:
                - Это ужасно. Сделай что-нибудь.
                Феллини подошёл к Антониони, наклонился, снял ботинок и спросил:..
                - Может папироску?
                Все грохнули от смеха, и напряжение тут же рассеялось.

                Comment

                Working...
                X