Отзывов о получении рабочих виз выходцами из стран бывшего СНГ не так уж много... наверное потому, что большинство временных работников приезжает в Америку из Индии и Китая. За последний год я лично "перекопал" весь англо- и русско-язычный Интернет по вопросу получения рабочей визы... и впоследствии успешно получил свою долгожданную H1-B. Сегодня я хочу поделиться своим практическим опытом с вами, читателями этого замечательного форума.
Краткий обзор H1-B.
Шаг №1. Поиск работодателя.
Шаг №2. Оформление документов.
Действия работодателя (процесс обычно ведется attorney, т.е. адвокатом):
Документы, необходимые со стороны работника:
Шаг №3. Подача петиции.
Итак... документы подготовлены, за окном 1+ апреля:
Шаг №4. Получение визы.
После утверждения I-129, можно записываться на собеседование в ближайшем консульстве. Не верьте англоязычным форумам, где рекоммендуют записываться не ранее чем за месяц до въезда в США, т.е. в сентябре... на самом деле можно записываться за 90 дней до поездки, т.е. в июле.
Запись на собеседование производится по телефону; пре-реквизиты:
При записи на собеседование, у вас спросят:
Документы, необходимые для прохождения визового собеседования:
Прохождение собеседования:
Шаг №5. Переезд в США (первые шаги).
При переезде на новое место всегда есть несколько стандартных вещей, которые нужно сделать, например:
Все это мне еще только предстоит... постараюсь отписаться по мере продвижения.
The End...
Напоследок позволю себе дать совет всем, кто интересуется работой и жизнью за рубежом. Прежде чем рваться на временную работу (или навсегда) в США, рекоммендую сначала поехать туда на месяц-другой -- пожить и присмотреться... а как вернетесь домой -- крепко подумать и решить, действительно ли вы хотите туда надолго.
Знаете, есть такой бородатый анекдот:
У старого еврея-одессита спрашивают:
-- Ты почему до сих пор не переехал в Израиль?
Он отвечает:
-- Так мне и здесь плохо.
Короче говоря, если вам "и здесь плохо", то там уж точно лучше не станет ... переезд в другую страну (даже если "всего лишь" на три года) -- это достаточно серьезное решение, связанное со множеством трудностей.
На деле, опыт жизни в другой стране очень интересен. Но перед тем как принимать решение о переезде, очень важно убедиться, что вы не в "розовых очках", и понимаете, что в США, как и на Родине, тоже есть свои преимущества и недостатки... и что там тоже нужно пахать с утра и до вечера (и это при средних 10 днях отпуска в год).
Ну а всем решившимся и верящим в свои силы, желаю удачи, профессиональных и житейских успехов!
Краткий обзор H1-B.
- Это временная рабочая виза, на которую есть ежегодная квота (65000). Основным критерием для получения визы является наличие высшего образования или эквивалентного опыта работы. (3 года работы по специальности приравниваются к 1 году учебы, т.е. необходимый стаж при отсутствии диплома -- 12 лет. Кому интересно, здесь есть ссылки на официальные источники).
- Изначально виза выдается на 3 года, но срок действия можно продлевать. Также можно переоформить визу и работать на другого работодателя (процесс переоформления намного проще, чем получение в первый раз). Общеобразовательные детали можно почитать здесь: Wikipedia (English).
- Петицию на рабочую визу на следующий финансовый год можно подавать начиная с 1 апреля. Например, сейчас подаются заявки на FY'2011 (FY -- финансовый год). Проверить количество виз, доступное на данный момент, можно на сайте USCIS (быстрее по поисковому запросу).
- При условии успешного прохождения процесса, следующего за подачей петиции, работать можно с 1 октября текущего года. В страну можно въехать за 10 дней до этой даты (адаптационный период). Члены семьи могут ехать с основным аппликантом (principal), в качестве зависимых (dependent), их статус будет H4-B (не позволяет работать).
Шаг №1. Поиск работодателя.
- Первое и самое важное -- это найти работодателя, который ради вас согласится инициировать прохождение весьма кропотливой процедуры.
- Данной теме (поиск работы за рубежом) посвящено множество ресурсов в Интернете. Исходя из личного опыта, я считаю, что данный процесс очень индивидуален, -- трудно дать какие-то общие рекоммендации. Поэтому не буду детально останавливаться на этой теме.
- Умение делать что-то действительно хорошо -- это наиболее важный компонент для успешного поиска. Знание английского и коммуникабельность тоже очень важны... но это уже однозначно на втором месте.
Шаг №2. Оформление документов.
Действия работодателя (процесс обычно ведется attorney, т.е. адвокатом):
- Подать Labor Condition Application (LCA) на сайте www.lca.doleta.gov. Прохождение данной процедуры является пререквизитом для подачи петиции на рабочую визу. LCA привязана не к конкретному человеку, а к рабочему месту (компания-заявитель должна доказать удовлетворять нескольким основным условиям: первое -- необходимость нанять иностранца в связи с отсутствием подходящих кадров на местном рынке труда, второе -- зарплата будущего иностранного сотрудника будет соответствовать как минимум средней по данному региону).
- После утверждения LCA, компания может начинать готовить документы по форме I-129 (http://www.uscis.gov/files/form/i-129.pdf). На данном этапе происходит "привязка" утвержденной LCA к конкретному человеку (аппликанту). Инструкция по заполнению формы: http://www.uscis.gov/files/form/i-129instr.pdf (для тех, кому интересна в деталях позиция работодателя). Для подготовки I-129 адвокату необходим пакет документов со стороны будущего работника.
- После получения необходимых документов со стороны работника, адвокат завершает подготовку I-129 и ждет 1-го апреля. После наступления этой даты, можно подавать петицию. Последние годы квота на рабочие визы выбирается медленно, но все равно лучше действовать сразу.
Документы, необходимые со стороны работника:
- Диплом(ы) о высшем образовании и вкладыши к ним (если есть бакалавр и специалист/магистр, то нужны оба).
- Свидетельство о регистрации брака.
- Свиделельство о рождении.
- Все не-пустые страницы загран-паспорта.
- Резюме и письма с предыдущих мест работы, подтверждающие опыт (на фирменных бланках, в свободной форме: должность, период, обязанности).
- Заметка №1. Все документы, кроме паспортов, резюме, и писем с предыдущих мест работы нужно перевести и нотариально заверить.
- Заметка №2. Дипломы нужно проверить на соответствие американским стандартам образования. Этим занимаются специальные компании в США. В большинстве случаев этот процесс берет на себя адвокат. На всякий случай, вот пример компании, которая может быстро и качественно сделать данную проверку: Trustforte Corporation.
Шаг №3. Подача петиции.
Итак... документы подготовлены, за окном 1+ апреля:
- Работодатель (его attorney) подает в USCIS (Home Page) петицию на рабочую визу -- пакет документов (LCA, I-129, копии паспорта и дипломов аппликанта, письмо-обоснование о наеме на работу конкретного человека). К пакету также прилагаются обязательные платежи со стороны работодателя на общую сумму порядка $1500.
- Если квота еще не выбрана, то через несколько дней по обычной почте приходит подтверждение, в верхней части которого написано "I-797C, Notice of Action". Данная форма содержит Receipt Number, по которому можно отслеживать статус своего дела по адресу https://egov.uscis.gov/cris/Dashboard.do. Этот номер очень важен (к нему привязываются абсолютно все данные, связанные с петицией).
- Ждем примерно 2 месяца (визовых центров несколько, примерные сроки для занимающегося вашим делом можно получить на той же статусной странице).
- Не буду вдаваться в детали по статусам дела. При успешном исходе дела, статус Initial Review должен измениться на Post-Decision Activity. Сразу после этого USCIS отправляет нотификацию (I-129 approval) по обычной почте. Данная нотификация приходит работодателю (attorney) и в ближайший к вам визовый центр (место, где вы будете проходить собеседование). В верхнем правом углу нотификации написано "I-797B, Notice of Action". С этого момента можно приступать к предпоследнему этапу -- получению визы.
Шаг №4. Получение визы.
После утверждения I-129, можно записываться на собеседование в ближайшем консульстве. Не верьте англоязычным форумам, где рекоммендуют записываться не ранее чем за месяц до въезда в США, т.е. в сентябре... на самом деле можно записываться за 90 дней до поездки, т.е. в июле.
Запись на собеседование производится по телефону; пре-реквизиты:
- Отсканированная копия утвержденной I-129 ("I-797B, Notice of Action"). Содержит два важных пункта. Первый -- Receipt Number (не меняется, т.е. такой же как на "I-797C, Notice of Action"). Второй -- адрес консульства США, в котором нужно пройти визовое собеседование (это должно быть ближайшее консульство по вашему месту жительства -- Киев для проживающих на Украине, например).
- "Пин" на оплату 8 минут услуг телефонного центра. На деле данный "пин" представляет собой номер, который можно приобрести в ПроКредитБанке (для жителей Украины), но проще всего по телефону (Call Center), назвав данные своей платежной карты.
- Загранпаспорт (и паспорта членов семьи, если они собираются ехать с вами как зависимые аппликанты, по визе H4-B).
При записи на собеседование, у вас спросят:
- Пин (автоответчик). После ввода продиктуют сколько минут оплаченного времени осталось, и соединят с оператором.
- Для собеседования на рабочую визу необходимо назвать Receipt Number и будут ли с вами члены семьи (жена, например).
- После проверки Receipt Number, выбрать дату и время собеседования из доступных.
- Продиктовать паспортные данные всех членов семьи, которые планируют ехать с вами (по H4-B, которая не позволяет работать).
- Получить и записать номер своего собеседования.
Документы, необходимые для прохождения визового собеседования:
- Стандартная визовая форма DS-160 на каждого члена семьи (https://ceac.state.gov/genniv/, необходимо электронное фото). Страницу-результат распечатать на качественном принтере и принести с собой (должны быть четко видны лицо и штрих-код).
- Оригинал (или копия) письма от работодателя на фирменном бланке, подтверждающего его намерение взять вас на работу. Должно содержать оклад ( = доказательство финансовой состоятельности, способности содержать зависимых аппликантов) и должностные обязанности.
- Для тех кто едет с семьей. Документы, подтверждающие родственные связи с основным аппликантом, т.е. вами (свидетельства о регистрации брака, рождении детей).
- Квитанция об оплате услуг визового центра. $140 на каждого члена семьи (на Украине покупается в ПроКредитБанке).
- Распечатанный памфлет (http://www.travel.state.gov/pdf/Pamphlet-Order.pdf), который поясняет права временных работников. Полезно прочитать и уяснить заранее.
- (Опционально). Копия или оригинал подтверждения петиции на рабочую визу ("I-797B, Notice of Action").
- (Опционально). Копия пакета документов, которые подавались работодателем в USCIS.
- (Опционально). Свежее резюме со списком научных публикаций, если таковые имеются.
- Заметка №1. Данный список документов является полным и исчерпывающим для киевского консульства. Хочу подчеркнуть данный момент, т.к. сведения на форумах, и даже на официальных сайтах (UA Embassy - Temporary Workers, travel.state.gov - Temporary Workers) очень часто противоречивы... более того, адвокат работодателя может заблуждаться относительно того, что конкретно требуется в вашей стране (проверено на практике).
- Заметка №2. По данной категории визы вы не должны доказывать отсутствие иммиграционных намерений (временная рабочая виза допускает, что вы можете сменить статус на иммирационный). Из этого следует, что не нужно готовить какие-либо документы, подтверждающие ваши связи с Родиной.
Прохождение собеседования:
- В консульство нужно приехать заранее, за пол часа до назначенного времени, и стать в соответствующую очередь (организованы по временным интервалам). Спешить никуда не нужно, все успеют. Внутри все происходит по стандартной схеме:
- Сдать посторонние предметы (телефон и ключи).
- Подать стандартный пакет документов и получить номер совего собеседования.
- Оплатить в кассу дополнительные $10 за каждого члена семьи (специфика данного типа визы).
- Дождаться своей очереди и пройти собеседование.
- Вопросы, задаваемые консулом, носят общий характер. Ответить на них не составляет никакого труда, если вы действительно разбираетесь в предметной области. Например: "чем занимается компания-работодатель", "что вы будете делать", "как нашли работодателя", "что будет делать ваша жена". Если есть сомнения, то множество примеров можно найти по простейшему поисковому запросу.
- Если консул принимает положительное решение, то все, что остается, -- это оплатить доставку паспорта курьером. (Срок доставки по Украине около 3 рабочих дней).
- Заметка. Прохождение собеседования на рабочую визу это скорее формальность, чем напряженный допрос. Насколько я понял, основные проверки делаются до интервью, во время рассмотрения петиции в USCIS. В визовом центре работают очень доброжелательные люди, так что тем более не стоит переживать.
Шаг №5. Переезд в США (первые шаги).
При переезде на новое место всегда есть несколько стандартных вещей, которые нужно сделать, например:
- Получить номер социального страхования.
- Оформить зарплатный и карточный счета в банке.
- Пересдать на местные водительские права.
- Купить машину.
- Снять жилье (работодатель обеспечивает только на первый месяц).
Все это мне еще только предстоит... постараюсь отписаться по мере продвижения.
The End...
Напоследок позволю себе дать совет всем, кто интересуется работой и жизнью за рубежом. Прежде чем рваться на временную работу (или навсегда) в США, рекоммендую сначала поехать туда на месяц-другой -- пожить и присмотреться... а как вернетесь домой -- крепко подумать и решить, действительно ли вы хотите туда надолго.
Знаете, есть такой бородатый анекдот:
У старого еврея-одессита спрашивают:
-- Ты почему до сих пор не переехал в Израиль?
Он отвечает:
-- Так мне и здесь плохо.
Короче говоря, если вам "и здесь плохо", то там уж точно лучше не станет ... переезд в другую страну (даже если "всего лишь" на три года) -- это достаточно серьезное решение, связанное со множеством трудностей.
На деле, опыт жизни в другой стране очень интересен. Но перед тем как принимать решение о переезде, очень важно убедиться, что вы не в "розовых очках", и понимаете, что в США, как и на Родине, тоже есть свои преимущества и недостатки... и что там тоже нужно пахать с утра и до вечера (и это при средних 10 днях отпуска в год).
Ну а всем решившимся и верящим в свои силы, желаю удачи, профессиональных и житейских успехов!
Comment