Announcement

Collapse
No announcement yet.

100 лет со дня рождения Бруно Фрейндлиха!

Collapse

Forum Topic List

Collapse
X
 
  • Filter
  • Time
  • Show
Clear All
new posts

  • 100 лет со дня рождения Бруно Фрейндлиха!

    ФРЕЙНДЛИХ Бруно Артурович

    Народный артист СССР (1974)



    Биография
    Бруно Фрейндлих родился 10 октября 1909 года в немецкой семье в Санкт-Петербурге.
    В 1931 году он поступил в Ленинградский театр рабочей молодёжи (ТРАМ). Во время учёбы Бруно Артурович познакомился с актрисой Ксенией Фёдоровой. Вскоре они расписались, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса.
    Перед началом Великой Отечественной войны, Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Это спасло актёра, ведь с началом войны начались репрессии против этнических немцев. Репрессий не избежали и Фрейндлихи — был арестован его родной брат Артур Фрейндлих со своей женой и другие близкие родственники. Но Ксению Федоровну с Алисой, которые остались в Ленинграде, никто не тронул. Там же в Ленинграде они пережили блокаду.
    Во время войны Ленинградский Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева, где тогда работал Фрейндлих, был эвакуирован на Урал в город Березники. Два с половиной года, с 1942 по 1944, труппа Ленинградского ТЮЗа выступала на сцене Березниковского драматического театра. Бруно Фрейндлих удостоен звания «Почётный гражданин города Березники»[2]. В 1946 году Бруно Артурович перешёл в Большой Драматический театр им. Горького, а с 1948 года стал актёром Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр).
    Находясь в эвакуации, Бруно Фрейндлих нашёл свою новую любовь. По окончании войны он вернулся в Ленинград с новой женой, она уже родила ему дочь — Ирину. Связь с Алисой он не терял, Ксения Фёдорова не противилась этому, да и сама Алиса тянулась к отцу. Новая жена противилась этим встречам, она была категорически против его связей с бывшей семьёй. Ирина не знала о существовании своей сестры, они познакомились лишь спустя много лет.
    Скончался 9 июля 2002 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища



    Жизнь и судьба актера



    Вступление
    «Когда-то в Ленинграде был знаменитый артист Бруно Фрейндлих, и у него была, по-моему, невзрачная дочь. А сейчас мы Бруно Фрейндлиха воспринимаем как папу великой Алисы Фрейндлих. Все в нашем мире меняется», - сказал как-то об этом великом актере Марк Захаров
    Бруно Артуровича часто в статьях представляли, как отца Алисы Фрейндлих. Но он никогда не обижался, наоборот, гордился этим. «За свою долгую жизнь сыграл я на сцене множество разных отцов семейств, но уж поверьте мне, роль отца в жизни не сравнится ни с одной самой гениальной ролью…». Мы же расскажем каким он был Актером.

    Личная жизнь
    История рода Фрейндлих в России началась несколько веков назад: Петр I пригласил из Германии стеклодува по фамилии Фрейндлих, и тот довольно успешно занялся в России своим ремеслом, оставшись жить в Петербурге.

    Бруно Артурович Фрейндлих родился 10 октября 1909 года в Петербурге. В 1931 году он поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМа). Здесь же Бруно Фрейндлих познакомился с начинающей актрисой Ксенией Федоровной Федоровой. Вскоре они расписались, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса.
    В 1941 году, перед войной, Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Это и спасло актера. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и Фрейндлихи. Был арестован его родной брат Артур Фрейндлих со своей женой и другие близкие родственники. Своим отъездом он косвенно спас и Ксению Федоровну с Алисой, которые остались в Ленинграде и пережили жуткую блокаду.

    В эвакуации Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. По окончании войны он вернулся в Ленинград с новой женой и дочкой Ириной. Однако связи со своей дочерью Бруно Артурович не терял, благо, что Ксения Федоровна не противилась этому, да и сама Алиса тянулась к отцу. Правда, эти встречи происходили тайком от его новой жены, которая была категорически против его связей с бывшей семьей. Дошло до того, что Ирина даже не знала о существовании своей сестры. Познакомились сестры спустя много лет, между прочим, стали близкими подругами.

    Однако вернемся в сороковые. В 1946 году Бруно Артурович перешел в Большой Драматический театр им. Горького, но проработал там не долго. Уже с 1948 года он стал актером Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр).



    «Александринка»
    Александринской сцене Бруно Артурович отдал более полувека. Не случайно его называли «патриархом Александринского театра». Здесь им было сыграно множество ролей. В своих лучших созданиях Бруно Фрейндлих открывал мощный человеческий масштаб своих героев, его игру отличал тонкий психологический рисунок характеров, безупречное владение театральной формой, широчайший исполнительский диапазон от трагедии до гротеска. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира) и многие другие.

    Принимаясь за роль Хлестакова в знаменитой постановке Григория Козинцева, Бруно Артурович сначала сомневался: «Какой я Хлестаков?». А после репетиций все оказалось иначе: «Вы представить себе не можете, с какой неожиданной легкостью далась мне эта роль. Я в ней порхал, как бабочка, и был совершенно счастлив».
    А вот роль Гамлета оказалась гораздо тяжелее. Фрейндлих с Козинцевым много спорили, но, как признается сам актер, режиссер оказался «главнее». Зато в итоге эти две роли стали одними из лучших в репертуаре актера.

    Одной из любимых ролей Фрейндлиха, с которой он не расставался многие годы, был писатель Иван Сергеевич Тургенев в спектакле «Элегия». В паре с Валентиной Паниной они играли этот спектакль в течение 23 трех лет. Постановка основывалась на письмах великого писателя к молодой актрисе.

    Валентина Панина вспоминает: «Бруно Артурович - человек довольно суровый, нелюдимый, придирчивый и капризный. Не душка совсем. И то, что он меня взял в партнерши в спектакль, делавшийся для него, - это была фантастика, настоящий подарок судьбы».

    Бруно Артурович всячески помогал своей партнерше, подсказывал, какие сцены она провела на сцене не правильно. Он полностью переработал текст, особенно это коснулось Валентины Паниной, – безжалостно вымарав ненужные, по его мнению, излишне длинные монологи героини. Панина рассказывает: «Я так переживала по этому поводу, стенку изгрызла в гримуборной. И в то же время, когда я сейчас это вспоминаю и анализирую, я понимаю, что этот его педантизм, строгость, суровость были гарантом меры вкуса и высоты».

    А каково было самообладание этого великого актера. Он не терял головы ни в каких критических ситуациях. Однажды прямо во время представления в зале погас свет. В это время Бруно Артурович находился посреди сцены в кресле. За кулисами началась паника, и только он один сохранял полное спокойствие. Валентина Панина, сориентировавшись, вышла к нему с лампой в руках, и сцена была доиграна.

    В другой раз у Бруно Артуровича отказал слуховой аппарат – сначала один, а во втором действии и второй. (В те годы у актера были серьезные проблемы со слухом). Ни кому не сказав, Бруно Артурович доиграл спектакль до конца, при этом не ошибившись в репликах ни разу! Лишь после спектакля он поинтересовался у Валентины Паниной – не заметила ли она чего?



    Кино

    В кино Бруно Фрейндлих начал сниматься уже достаточно поздно – в 38 лет. Он дебютировал ролью Сергея Кострова в фильме «Возвращение к жизни». Затем последовала роль Маркони в историко-биографическом фильме Герберта Раппопорта «Александр Попов», за которую актер был удостоен Станинской премии.
    Бруно Артурович много снимался, создавая на протяжении четырех десятилетий самые разноплановые образы: шут Фесте («Двенадцатая ночь» - 1955), Рощин («Разные судьбы» - 1956), старик («Объяснение в любви» - 1977), Патрик Гордон («Россия молодая» - 1981). Заметные роли были им сыграны в картинах: «Гамлет», «Меня это не касается», «Бег». Искусство актера отличало высочайшее мастерство, благородство, интеллектуализм.



    Уникальный Мастер
    Бруно Артурович скончался в возрасте 93 лет. Отечественное искусство потеряло действительно уникального Мастера, уникальную индивидуальность. Телеведущая Галина Мшанская так отозвалась на смерть этого замечательного актера: «У Бруно Артуровича была уникальная стать. Трудно говорить, когда уходят из жизни такие люди, неважно, какого возраста. Это всегда огромная потеря. Главная история – то, что он родил Алису. Великий актер. Неповторимый голос. Фигура. Сейчас мы видим на экранах в основном – в бандитских сериалах – людей со стертыми лицами. А у Бруно Артуровича была уникальная стать. Последний представитель императорского Александринского театра».


  • #2
    Re: 100 лет со дня рождения Бруно Фрейндлиха!

    Станислаф, спасибо, что напомнили о юбилее великого мастера сцены, отца любимой всеми актрисы Алисы Фрейндлих.

    Хочу добавить, что не было в полной мере отражено в информации выше.

    Бруно Артурович был выходцем из немцев. Это были художники-стеклодувы, которых Петр I привез в Россию начинать стеклодувное дело. С тех пор они здесь и осели.

    Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Возможно, это и спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и родственники Алисы по отцовской линии. Был арестован ее родной дядя Артур Фрейндлих со своей женой.

    В течение всей войны Алиса с мамой оставались в Ленинграде, пережили блокаду. С тех пор у Алисы на всю жизнь осталась привычка ничего не оставлять на тарелке. В декабре 1942 года она пошла в первый класс, а в 1943 была принята в пионерскую организацию.
    Мама Алисы еще до войны оставила театр. Во время войны она работала на заводе. В последствии Ксения Федоровна так и не вернулась к актерской профессии, проработав всю жизнь бухгалтером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда. Не восстановились ее отношения и с Бруно Фрейндлихом. Из эвакуации он вернулся с новой семьей – женой и только что вернувшейся дочкой Ириной.

    В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллинн к родственикам, где прожили до лета 1948 года. В Таллинне она училась в третьем, четвертом и пятом классах русской школы. «В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес», - рассказывает Алиса Бруновна.

    В 1948 году Алиса с мамой вернулись в Ленинград. Девочка вновь поступила в ту же школу. Не смотря на то, что у Бруно Артуровича была уже другая семья, Ксения Федоровна не запрещала ей встречаться с отцом. Правда встречи эти происходили тайком – жена Бруно Артуровича была категорически против этого. Их дочка Ирина долгое время вообще не знала о существовании своей сестры. Лишь много лет спустя Ирина и Алиса познакомились и стали настоящими подругами.

    Вот такая информация из личной жизни Бруно Артуровича и его дочери Алисы Фрейндлих.

    ___________________________________

    В нашей фильмотеке имеется только два фильма, где снимался Бруно Артурович, отражены в темах:

    Иннокентий Смоктуновский в фильме Игоря Таланкина - "Чайковский" (1969) DVDRip - здесь им создан образ Тургенева.

    Александр Алов, Владимир Наумов - "Бег" (1970) DVDRip - исполняет роль главнокомандующего белых.


    Бруно Артурович Френдлих, в большей мере, посвятил свою жизнь служению театру. Родным его домом был академический театр драмы им. А.С. Пушкина. Об истории театра можно почитать в этой теме:

    Валерий Фокин - "Живой труп" (Александринский театр - 2008) TVRip

    Comment

    Working...
    X