Announcement

Collapse
No announcement yet.

Юбилей у Нины Ургант! (Фильмография и ссылки)

Collapse

Forum Topic List

Collapse
X
 
  • Filter
  • Time
  • Show
Clear All
new posts

  • Юбилей у Нины Ургант! (Фильмография и ссылки)

    Нина Ургант
    Народная артистка РСФСР (1974)



    Родилась 4 сентября 1929 в г. Луга, Ленинградской области

    Биография

    Почти сорок лет она проработала в Театре драмы имени Пушкина, много снималась. Но для зрителей самой любимой ее героиней до сих пор остается медсестра Раечка из "Белорусского вокзала", одного из самых лучших фильмов о Великой Отечественной.

    Сама Нина Николаевна считает, что лучшая ее роль - в фильме "Вступление" по рассказам Веры Федоровны Пановой. Но помнят актрису именно по "Белорусскому вокзалу". Этот фильм трогает людей. До сих пор, даже тех, от кого меньше всего ожидаешь: "Я однажды вечером возвращалась из театра и вдруг на улице возникли рядом двое мальчиков - здоровые, бритые, в джинсовых костюмах. Ну, думаю, мне конец: испугалась, сердце забилось. А они встали на колени и говорят: "Низко вам кланяемся за "Белорусский вокзал".

    У Нины Ургант много "военных" ролей. И на каждой у нее болело сердце - она отдавала себя целиком, иначе не могла их сыграть. После съемок сцены получения похоронки в фильме "Я родом из детства" актриса на два месяца попала в больницу - у нее отнялись руки: "Я так волновалась, что к съемке похудела на пятнадцать килограммов. Режиссер все объяснил, я приготовилась. А когда начали снимать и я взяла похоронку - не закричала, не заплакала. Просто вдруг повернулась и пошла, ничего не видя, карабкаясь по поленнице дров, пока не провалилась куда-то и не замерла..."

    Для Нины Николаевны тема войны - священна. Ей даже снятся военные сны, хоть она не воевала: была еще совсем девочкой. А ветераны Великой Отечественной считают ее участницей войны и в День Победы Нина Угрант получает письма и телеграммы с поздравлениями.
    Нина Николаевна Ургант родилась 4 сентября 1929 года в Ленинградской области, в городе Луге. Отец Нины был военнослужащим и семья колесила по всей стране. Война застала их в латышском городе Даугавпилсе. Немцы пришли без единого выстрела: "Ехали по дороге на танках, машинах, мотоциклах, сытые, веселые, хорошо вооруженные, пели песни. А наши солдаты метались по дворам с жалкими винтовками, глаза безумные! И следом - стайка подростков, с которыми бегал и мой четырнадцатилетний брат. Он пропал тогда, и мама долго искала его среди убитых". Они осталась вчетвером - мама, Нина, младший брат Гера и грудная Галечка. От страха и неизвестности Нина бегала в церковь, становилась на холодный пол коленями и, не зная ни Бога, ни молитв, просила вернуть отца и брата. Детская молитва доходчива - вернулись и брат Володя, и отец.
    После окончания школы в Даугавпилсе Нина Ургант приехала в Ленинград и подала документы сразу в политехнический и педагогический институты и заодно... в слесарную школу, но в итоге поступила... в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского (ныне - Академия театрального искусства), где ее педагогом была Татьяна Сойникова.

    Окончив в 1953 году институт, Нина Ургант стала актрисой Ярославского академического театра имени Ф.Волкова, где сразу заняла место ведущей лирической героини. В 1954 году Георгий Товстоногов пригласил ее в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, где она также играла молодых героинь, а с 1962 года Нина Ургант играет на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина, где талантливая актриса сразу же заняла ведущее положение в труппе.

    В 60-е - 70-е годы большое место в репертуаре Н.Н. Ургант занимали роли современных героинь. При всех недостатках драматургии того времени актрисе удавалось создавать интересные, запоминающиеся образы. За долгие годы работы на академической александринской сцене Нина Ургант создала целую галерею ярких женских образов как в современном, так и в классическом репертуаре. Среди ее героинь были столь разные женские типы - от ярко комедийных до глубоко лиричных: Беатриче в шекспировской комедии "Много шуму из ничего" и Раневская из "Вишневого сада" А .Чехова, Москалева в "Дядюшкином сне" по Ф. Достоевскому и Простакова в "Недоросле" Д. Фонвизина.
    В кино Нина Ургант начала сниматься с 1954 года, дебютировав ролью Олечки в фильме Александра Ивановского и Надежды Кошеверовой "Укротительница тигров". Н.Н. Ургант сыграла множество ролей в кино и на телевидении. Признание и успех у многомиллионной зрительской аудитории пришли к актрисе после выхода на экран фильма "Белорусский вокзал. И до сих пор на многочисленных творческих встречах с актрисой зрители неизменно просят исполнить песню из этого фильма, ставшую символом военного поколения.



    Сейчас Н.Н. Ургант не снимается - нет в кино достойных ролей для заслуженных немолодых актрис. Хотя как-то Нине Николаевне предложили за хорошие деньги сыграть пожилую княгиню из "бывших", которая живет на свалке и совращает мальчиков. Актриса пришла в ужас: "Я сыграла в жизни много ролей, но таких не играла и играть не буду. Иначе что скажут фронтовики, которые меня по "Белорусскому вокзалу" помнят, как я им в глаза посмотрю?" Так что живет Нина Ургант небогато, а с ней - четыре кошки, которых она подобрала на улице и выходила. Сейчас уже нет ни ее близких, ни товарищей по экрану - из "пятерки" в "Белорусском вокзале" в живых осталась только Нина Николаевна. Но она не унывает: "В жизни столько хорошего!"

    А когда живы были В. Высоцкий, А. Миронов, в доме у Ургант собиралось человек 20 - 30. Бурное было время: На съемках Нине Ургант ей обязательно надо было кем-то увлечься, иначе роль не получалась. А потому влюблялась часто и самоотверженно, большей частью, платонически, но все равно жила под сильным впечатлением. Когда влюбленность проходила, расставалась безболезненно, без надрыва. Замуж "официально" выходила три раза, и все три мужа - актеры. А сын у Нины Николаевны один - Андрей Ургант, шоумен. Из-за огромной загруженности работой, Нина Ургант не могла уделять много внимания сыну - он ходил в детский садик, два года провел в интернате, потому что мама была занята сразу в нескольких картинах. Так что рос Андрей по-советски. По словам матери: "Воспитали его идеально. Андрей - человек очень добрый, широкий, абсолютно бескомпромиссный. Потому и маялся долго, поменял много театров: нигде ужиться не мог, любому мог в лицо сказать все. В конце концов "остановился" на нашем Театре музыкальной комедии: Андрюша прекрасно поет. С сыном мы каждый день перезваниваемся - мы же волнуемся друг за друга. Он меня опекает, дарит вещи, которые сама себе позволить не могу. То для дома что-нибудь притащит, то кофточку какую-нибудь. А как-то раз принес юбочку-"мини". Я ему: "Сынуленька, ты забываешь, что мне уже энное количество лет!" А он: "Мама, ты для меня молодая!" Что ж удивляться, что на сцене я до сих пор играю "про любовь", хотя у самой - уже внуки взрослые".
    Внуков у Нины Николаевны двое: Ивану - двадцать два, он окончил театральный институт, работает на телевидении, радио, пишет музыку, поет песни; Маше - семнадцать, она живет и учится в Голландии.
    Н.Н. Ургант не считает свою нынешнюю жизнь скучной - она работает в театре, занимается домашним хозяйством. "Бывает, жалуюсь иногда, что не хватает денег, чтобы жить достойно. И такая злость берет! А потом думаю: "А, ничего!" Я - оптимистка по натуре. Утром встаю, вроде ничего не болит, да еще солнышко светит. И говорю: "Спасибо, Господи, за новый день, который ты мне подарил!"

    Линия характера ("Советский экран'№ 18, сентябрь 1975)

    Первая фраза может быть такой: стояла поздняя белая ночь. Почему бы и нет? Почему не начать с нашего знакомства с Ниной Ургант спустя несколько часов после того, как я увиделся с ней, заговорил впервые и путанно у актерского подъезда Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина?
    В середине лета в белых ночах, высвечивающих Ленинград, живет прелестная тайна смещения времени.

    Мы ловим такси у «Ленфильма», на Кировском проспекте, людном, как днем. И, как днем, не можем его поймать: голосуем и голосуем, провожая мчащиеся мимо зеленые глазки машин, торопящихся к мостам, которые вот-вот будут разведены.

    Ну вот наконец тормоза. И привычная резкая фраза:
    — Опаздываю, тороплюсь в парк.
    Ургант использует последний шанс, заглядывает в кабину:
    — А меня вы не отвезете?..
    Я вижу отсвет ее улыбки на лице шофера. Слышу и не узнаю его голос:
    - Вас, конечно, отвезу. Садитесь, пожалуйста...
    Что это, думаю я, глядя вслед машине. Рыцарская галантность? Или иллюстрация к разговору, эпилог трехчасовой беседы, увязавшей в воспоминаниях, спорах и разрешившейся так неожиданно в добром взгляде шофера случайно притормозившего такси на Кировском проспекте, у «Ленфильма»?

    Нет, я вовсе не хочу говорить здесь о популярности, громыхать словами, смысл которых зыбок. Я о другом. О некоей неконкретности ассоциаций, что живут в нас подспудно, выплескиваясь наружу при встрече с человеком близким, но незнакомым, дорогим, но не узнанным сразу.

    «Боже мой, так ведь это она!» — думалось, наверно, шоферу, мчавшему через Кировский мост к Марсову полю. И фамилия не вспоминалась и имя — сколько их, имен, окрашено в его памяти этой улыбкой?!—но сквозь ералаш мыслей пробивалась мелодия, все явственнее звучали слова припева: «И нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим».

    Да, так оно скорей всего было той ночью.



    Добрый талант или талантливая доброта? Здесь не инверсия — различие по сути. Думая о Нине Ургант, о том, что сделано и делается ею в кинематографе, я ощущаю первичность доброты, заложенной в каждый характер, каждый образ, созданный актрисой. Доброты собственной, идущей от сердца, талантливой. Вот, на мой взгляд, с чего надо начинать, пускаясь в ретроспективу долгой и не всегда счастливой жизни в кино народной артистки РСФСР Нины Ургант.
    Впрочем, здесь стоило бы остановиться, вспомнить о дебюте, который, как это часто бывает, оказался и странным, и сложным, и никак не похожим на то, что было потом. Казалось, не предвещавшим этого «потом» вовсе. В фильме «Укротительница тигров» Ургант сыграла роль Олечки — характер достаточно взбалмошный и стервозный. Да еще и весьма прямолинейный в этих своих проявлениях. Была приглашена режиссером вместо кого-то, на подмену, еще не очень-то разбираясь в собственном даре, не чувствуя специфики кинематографа, не понимая себя в нем.

    — Помню, что эта первая моя роль,— говорит сегодня Нина Ургант,— принесла мне немало разочарований. Я поняла вдруг, что, помимо мастерства, актрисе нужно иметь еще и характер. А у меня ни того, ни другого в ту пору не было. И работа в кинематографе показалась мукой адовой. Может, поэтому, несмотря на вежливые отзывы добрых критиков, удовлетворения от своей первой роли в кино я не получила. И даже подумала, грешным делом, что путь на экран мне отныне заказан...

    Имя Нины Ургант действительно довольно долго не появлялось в титрах фильмов. По-моему, лет десять, в течение которых она успешно работала в ленинградских театрах, сыграла на сцене около пятидесяти ролей, получила звание заслуженной артистки. Но в кино не снималась. Ее не раз вызывали на пробы, что-то такое предлагали, а вот до съемок дело не доходило.

    Когда Игорь Таланкин познакомил ее со сценарием «Володя и Валя» по повести Веры Пановой, у Ургант, по ее словам, успел уже выработаться достаточно стойкий иммунитет к разочарованиям. И хотя роль матери, неожиданная и сложная для молодой актрисы, нравилась ей, она не очень-то верила в свою звезду. Но Таланкин верил. И, бушуя во время просмотра кинопроб, крича на гримеров за то, что они «сделали из Ургант девчонку», выбора своего не менял, убеждая всех, что роль эту никому другому поручить не сможет да и не хочет.
    Сейчас задним числом Нина Ургант с улыбкой вспоминает о тех полных тревог и сомнений днях своего возвращения в кинематограф. Или нет — своего утверждения в нем. О том, как не просто и не сразу адаптировался ее актерский талант на съемочной площадке, как трудно дались ей, тогда уже опытному и умелому мастеру, законы кинематографического экрана. Как пришла вера в свои возможности, в свой талант, в свою героиню.



    — Тот, второй мой фильм, снятый Игорем Таланкиным, назывался в прокате «Вступление». До сих пор у меня такое ощущение, что во время кинопроб я сыграла лучше, чем на съемках. Было эмоциональнее, правдивей. Может, поэтому мне было трудно смотреть фильм — я даже ушла с просмотра: категорически себе не понравилась, казалось, что играю неверно, не так и не то. Я вообще редко бываю довольна собой. Привыкла к театру, к сцене, к обкатыванию, наигрыванию роли — от спектакля к спектаклю. Там поиски не прекращаются с премьерой. Где-то на двадцатый вечер приходит понимание того, как нужно играть, полное раскрепощение. Образ как бы постепенно вырастает. А в кино это не получается. Играешь с листа, обрывочно, пытаясь проследить линию характера, снимаемого поэпизодно, вне всякой последовательности. Там надо хитрить. Да, да, это мое твердое убеждение, что каждый актер должен по-своему приспосабливаться к кинематографу. Я, например, когда получаю сценарий и знаю наверняка, что буду сниматься, всю роль от начала до конца выучиваю дома. Ищу отправные точки, характерные черточки, чтобы потом на площадке можно было свободно мыслить, импровизировать в пределах уже найденного и продуманного образа. И чтобы текст не мешал.

    Фильм «Вступление» можно считать отправной точкой в кинематографической биографии Нины Ургант. Именно тогда произошла наша первая встреча с простой русской женщиной, очень доброй и не очень счастливой в своей доброте и заботах, искренней и великодушной, сохраняющей теплую чистоту негромкой своей судьбы. Экран, располагающий к пристальности взгляда, позволил заглянуть нам в ее глаза, почувствовать обаяние ее улыбки. И зритель не увидел в них даже малейшей фальши.

    — Доброта интернациональна,— говорит Нина Ургант.— Она непременно рождает встречные чувства. И то, что на фестивале в Венеции, где демонстрировалось «Вступление», мне был присужден приз за лучшее исполнение женской роли, лишний раз убедило меня в этом, помогло найти свое место, обрести себя в кино. Я поняла вдруг, что все мои прошлые кинонеурядицы были закономерны, что мое желание сниматься не было тогда подкреплено умением, точным знанием того, что же я хочу сказать зрителю с экрана. Я лезла в воду, не зная броду. Это, конечно, черта чисто индивидуальная, но теперь я понимаю, что те десять лет без взаимности в наших отношениях с кинематографом не прошли для меня даром: не имея солидного театрального багажа, я бы никогда не стала артисткой кино. Повторяю — здесь неуместны никакие обобщения, и я вовсе не отрицаю чистых киноактеров. Но ведь существует такая ситуация: все хорошие актеры театра могут вполне успешно сниматься в кино, а вот хорошие мастера кинематографа не всегда выдерживают испытание сценой. Это разные профессии. Мне лично утвердиться в кино очень помог театр...
    После «Вступления» Ургант сыграла в кино несколько небольших ролей, не второстепенных, а именно небольших, ибо все они так или иначе продолжали линию, уже начатую, обогащали ее новыми штрихами, находками. Развивали ее. Пожалуй, наиболее приметной стала Серафима в фильме «Живые и мертвые» — маленький эпизод, сыгранный Ургант на едином дыхании.

    Потом снова центральный образ. Казалось бы, очень выигрышный, очень емкий — ее образ. В котором все было: и фактурный материал, и роль, и всякого много — и счастья и несчастья, любви, горя, страстей. А вот фильм не получился. До сих пор, вспоминая «Мать и мачеху», Ургант разводит руками, словно не понимая, куда и почему исчезли из него все эти дорогие ей черточки, как это вдруг испарилась, улетучилась из него жизнь.

    — Зритель — он у нас добрый. Он готов простить актеру неудачу. На худой конец он просто следит за развитием сюжета. А вот мне было стыдно тогда. За то, что вольно или невольно обманула зрительские ожидания, отступила на мелководье. «Мать и мачеха» стала одним уроком для меня — уроком требовательности.

    С фильмом «Я родом из детства», снимавшемся на Белорусской студии, отношения у Нины Ургант складывались трудно. Прочитав сценарий Геннадия Шпаликова, она буквально загорелась ролью матери, на которую, как выяснилось потом, была уже приглашена другая актриса. Спустя год, когда картина была снята и смонтирована, выяснилось вдруг, что главная героиня выпадает из ансамбля, играет не тот характер. И тогда за десять календарных дней было решено переснять эту роль с Ургант.



    — Я работала так,— вспоминает она,— словно это был праздник. Я ведь давно мечтала об этой роли, уже год знала ее наизусть. Помню, как снимали мы маленькую сцену в финале фильма: мать получает похоронную на мужа. Снимали на натуре. Как сыграть то, чего в жизни я ни разу не испытывала сама? Понимаю, что ничего нет страшнее, чем получить вот такую ужасную бумажку. Но как передать правду чувств? Без грима фальши, без лжи? Сыграла всего один дубль — больше не смогла: у меня отнялись руки, и прямо с площадки я попала в больницу. Вот какая бывает иногда актерская отдача в роли. И это, несмотря на весь мой профессионализм и опыт. Все мы в неоплатном долгу перед теми, кто сохранил для нас мир и жизнь на земле. И возможно, что если бы не эта роль, я не смогла бы по-настоящему прочувствовать характер самой дорогой мне работы — в «Белорусском вокзале» Андрея Смирнова...

    Наверное, Ургант права. И эта, и предыдущие, и последующие роли в фильмах «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Люди, как реки» — все они легли в фундамент недолгого экранного эпизода в конце фильма «Белорусский вокзал». Эпизода, знакомого сегодня чуть ли не хрестоматийно, чуть ли не наизусть. Пронзительного в своей правде и доброте.

    — Возможно, что именно после этой картины я поняла наконец, что и за маленькой ролью должна всегда стоять настоящая человеческая судьба. Я окончательно поверила в то, что делаю нужное людям дело. Что доброта вечна. Что честность и великодушие могут быть измерены лишь в категориях абсолютных...

    В фильме «Премия», вышедшем на экраны летом, Нина Ургант вновь появляется на экране лишь в небольшом эпизоде. Но мы узнаем ее сразу и безошибочно. Понимаем с первого взгляда, словно давнего своего друга. Ну да, это она. Конечно, такой она и должна была стать — застенчивая, не очень счастливая, живущая не всегда устроенно и легко, но по-прежнему бескорыстно щедрая в своей доброте, бесконечно талантливая ею.

    Вы слышите? Там, далеко-далеко, где-то за экраном — может, на улице, может, за стенами домов? — звучит ее негромкая песня: «И нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» Или мне только кажется это, чудится, что и здесь, в небольшой комнатке, где заседает партком крупного строительства, где идет острый и не всегда приятный принципиальный спор многих усталых людей и куда вдруг попадает она — лишь на несколько минут, на несколько чуть слышных реплик,— слышна эта песня?

    Она словно бы аккумулирует надежду, обещает долгую, счастливую жизнь, сулит радость встреч с добрыми героинями Нины Ургант.
    Павел Марьямов


  • #2
    Re: Юбилей у Нины Ургант!



    ФИЛЬМОГРАФИЯ

    Актриса:

    1. Азиат (ТВ) (2008)


    2. Русские деньги (2006)


    3. Улицы разбитых фонарей 6 (сериал) (2004)
    ... Елена Петровна

    4. Я тебя люблю (сериал) (2004)
    ... Мария Львовна

    5. Будни и праздники Серафимы Глюкиной (ТВ) (1988)
    ... Мария Григорьевна

    6. Сказка про влюбленного маляра (1987)


    7. Потерпевшие претензий не имеют (1986)


    8. Подружка моя (ТВ) (1985)
    Podruzhka moya

    9. Воскресный папа (1985)


    10. Время отдыха с субботы до понедельника (1984)


    11. Солнечный ветер (сериал) (1982)


    12. Вот опять окно... (ТВ) (1982)


    13. Девушка и Гранд (1981)


    14. Красавец - мужчина (ТВ) (1978)
    ... Апполинария Антоновна

    15. Открытая книга (сериал) (1977)
    ... мать Тани

    16. Собственное мнение (1976)
    ... Olympiada

    17. Длинное, длинное дело (1976)


    18. День семейного торжества (1976)


    19. Вы мне писали ... (1976)


    20. Память (1975)


    21. Премия (1974)
    ... Milenina

    22. Мечтать и жить (1974)


    23. Могила льва (1971)


    24. Белорусский вокзал (1970) у нас: К Дню Победы - "Белорусский вокзал" (1970) DVDRip
    ... Raya

    25. Волшебная сила искусства (ТВ) (1970) у нас: Доброе старое кино - "Волшебная сила искусства" (1970) DVDRip



    26. Сыновья уходят в бой (1969)


    27. Дневные звезды (1968)
    ... Woman with coffin

    28. Война под крышами (1967)


    29. Возмездие (1967)


    30. Я родом из детства (1966)


    31. Знойный июль (1965)
    ... Varvara

    32. Мать и мачеха (1964)
    ... Katerina

    33. Знакомьтесь, Балуев! (1963)
    ... Дуся Балуева

    34. Вступление (1962)


    35. Осторожно, бабушка! (1960) у нас: Фаина Раневская в фильме - "Осторожно, бабушка!" (1960) SatRip
    ... Александра

    36. Шинель (1959)


    37. Шли солдаты (1958)


    38. Смерть Пазухина (1957)


    39. Двенадцатая ночь (1955)


    40. Укротительница тигров (1954) у нас: Укротительница тигров (1954) DVDrip
    ... Оленька Михайлова

    Comment


    • #3
      Re: Юбилей у Нины Ургант! (Фильмография и ссылки)

      УРГАНТ Нина Николаевна

      Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР Нина Николаевна УРГАНТ на протяжении многих лет остается одной из самых популярных актрис российского театра и кино.

      Нина Ургант в 1953 году окончила Ленинградский театральный институт им. А.Н.Островского. Один сезон играла в Ярославском академическом драматическом театре им. Ф.Волкова, где стала ведущей лирической героиней. Перейдя в Ленинградский театр им. Ленинского Комсомола, Нина Ургант утвердилась в этом амплуа, сыграв молодых героинь. Среди ее ролей тех лет: Галя Давыдова («В добрый час» В.Розова, 1955), Наташа («Униженные и оскорбленные» по Ф.М.Достоевскому, 1956), Леля Корнева («Город на заре» А.Арбузова, 1957), Лушка («Поднятая целина» по М.Шолохову, 1957), Саня Веткина («Маленькая студентка» А.Володина, 1958), Тамара («Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова, 1959), Нина (Проводы белых ночей» В.Пановой, 1961), Женька Шульженко («Фабричная девчонка» А.Володина, 1961), Клава («Один год» по Ю.Герману) и др. Трагическая тема, присущая многим образам, созданным Ниной Ургант, впервые отчетливо зазвучала в спектакле «Никто» по пьесе Э. де Филиппо (1958), где актриса сыграла роль трогательной и самоотверженной девушки Нинуччи.

      Перейдя в 1962 году по приглашению руководства в Ленинградский государственный академический театр драмы им. А.С.Пушкина, талантливая актриса сразу же заняла ведущее положение в труппе. В легендарном спектакле «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана ( 1963) Нина Ургант исполнила роль Инкен Петерс, став достойной партнершей Николая Симонова. Об этом великолепном дуэте выдающегося мастера сцены и молодой актрисы было написано немало критических статей. Инкен в исполнении Нины Ургант предстала чистым, наивным, казалось, хрупким и беззащитным существом, в котором, обнаруживалась вдруг удивительная внутренняя сила, стойкость, значительность, способность противостоять жестокости окружающего мира.

      В 1960-е – 1970-е годы большое место в репертуаре Н.Н.Ургант занимали роли современных героинь, среди которых Варвара («Дело, которому ты служишь» Ю.Германа, 1967 г .), Лиза («Артем» Б.Хазина, 1970 г .), Валерия (Одни, без ангелов» Л.Жуховицкого, 1971 г .), Анна Георгиевна (Из жизни деловой женщины» А.Гребнева, 1973 г .), Феня Угрюмова («Ивушка неплакучая» М.Алексеева, 1977 г .) и многие другие. При всех недостатках подобной драматургии актрисе удавалось создавать интересные, запоминающиеся образы. В легендарном запрещенном спектакле Ростислава Горяева «Вишневый сад» ( 1972 г .) Нина Ургант сыграла роль своей любимой чеховской героини Любови Раневской.
      За долгие годы работы на академической александринской сцене Нина Ургант создала целую галерею ярких женских образов как в современном, так и в классическом репертуаре. Среди ее героинь были столь разные женские типы - от ярко комедийных до глубоко лиричных. Беатриче в шекспировской комедии «Много шуму из ничего» ( 1968 г .), Ника («Из записок Лопатина» К.Симонова, 1975 г .), Ксантиппа («Беседы с Сократом» Э.Радзинского, 1976 г .), Женщина в Зеленом («Пер Гюнт» Г.Ибсена, 1979 г .), Лукия из одноименной пьесы М.Гараева ( 1982 г .), Императрица («Капитанская дочка» А.Пушкина, 1984 г .), Москалева («Дядюшкин сон» по Ф.Достоевскому, 1987 г .), Простакова («Недоросль» Д.Фонвизина, 1990 г .), королева Гертруда («Гамлет» У.Шекспира, 1992 г .), Красавина («Картины московской жизни» по А.Островскому, 1993 г .), королева Елизавета («Елизавета Английская» Ф.Брукнера, 1995). "В Елизавете Н.Ургант нет пресловутой борьбы женщины и королевы: в этой Елизавете прекрасно уживаются и та, и другая. Ей по плечу великая власть и великое страдание. Она играет судьбами государств с такою же легкостью и королевской небрежностью, как с человеческими судьбами и сердцами". Одной из любимых ролей актрисы стала Татьяна в комедийной мелодраме Н.Птушкиной «Комедия из нашей жизни» ( 1997 г .).

      Н.Н.Ургант сыграла множество ролей в кино и на телевидении. Признание и успех у многомилионной зрительской аудитории пришли к актрисе после выхода на экран фильма «Белорусский вокзал», где Нина Ургант сыграла роль военной медсестры Раи. И до сих пор на многочисленных творческих встречах с актрисой зрители неизменно просят исполнить песню из этого фильма, ставшую символом военного поколения.

      В 2006 году Нина Ургант была удостоена высокой правительственной награды - Ордена "ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ" III степени. (Указ Президента Российской Федерации № 392 от 17 апреля 2006 года).

      Comment


      • #4
        Re: Юбилей у Нины Ургант! (Фильмография и ссылки)

        Нина Ургант. Творческая биография

        В фильме А. Баталова "Шинель" есть маленький эпизод, в котором играет актриса Нина Ургант. В только что полученной обновке возвращается домой по заснеженному Петербургу Башмачкин. Где-то в толчее проспекта сталкивается он с вызывающе разряженной девицей. Девица спасается от преследований городового.

        - Ой, папенька! - неожиданно для ошалевшего Башмачкина сияет ему навстречу улыбкой уличная красотка, пытаясь обмануть городового.- А я вас ищу, ищу...

        Улыбка становится все лучезарнее и лучезарнее. Кажется, невозможно уж сильнее радоваться встрече с родным папенькой. А круглое с вульгарно наведенной на щеке родинкой лицо расплывается все больше, и сквозь него проглядывает профессиональная маска дешевой обольстительницы.

        В недоумении Башмачкин снимает перед дамой шляпу, этим он непроизвольно выдает девицу. С ее лица мгновенно стекает улыбка, она ожесточенно шипит: "Да надень ты свой колпак!" и тут же опять юлит, лебезит, сияя на виду у городового: "Папенька, папенька!"

        И тот же мгновенный переход от маски лучезарного сияния к злобному ожесточению, когда час спустя встретился ей ограбленный Акакий Акакиевич и его жалобу она, вечно напуганная, преследуемая, приняла за обвинение в воровстве.

        На этом коротком эпизоде, скорее этюде мастерства, чем законченном, хотя и четко очерченном актрисой образе, можно было бы и не останавливаться так подробно, если бы не одна занятная подробность. В двух масках красавицы девицы - то бесконечно нежной, то резкой и злобной - как бы совместились два амплуа актрисы в кино. С одной стороны - это ее "голубые" роли. Такова Олечка в "Укротительнице тигров" - первый фильм, где кинозрители встретились с Ниной Ургант. Такова ее Александра в незатейливой комедии "Осторожно, бабушка!" В меньшей степени, с поправкой на некоторую глубину, сюда, пожалуй, примыкают образ жены Балуева Дуси в фильме "Знакомьтесь, Балуев", Зинаиды Ивановны из фильма "Пока жив человек", Люси, героини картины "Я родом из детства". Эти работы в самой малой степени дают представление о даровании актрисы. Но в ряде других фильмов (о них речь ниже) она предстала перед кинозрителями как мастер характерных ролей, умело прочерченных опытной рукой.

        Говоря о значении повести Гоголя об Акакии Акакиевиче в развитии русской литературы, Достоевский сказал как-то известную фразу: "Все мы вышли из "Шинели". Шутя, ее можно повторить и но отношению к Нине Ургант. В образе красавицы девицы словно прослеживаются два пути ее творческой судьбы.

        И, пожалуй, даже больше того. В коротеньком эпизоде "Шинели" как намек впервые прозвучала тема, которую актриса развила в последующих больших своих кинематографических работах. Колоритна красавица девица Нины Ургант; сметливая, бойкая, промышляет она на улицах города, деловито тряся своими пышными юбками. Она могла бы быть смешной, карикатурной и только. Актриса добивается большего - она заставляет нас сострадать ей. Ее героиня - существо, брошенное силой обстоятельств на самое дно жизни. Она тоже одна из жертв той страшной системы, которая довела до гибели безответного Акакия Акакиевича, - недаром они встречаются в фильме, двое униженных и оскорбленных. Ее моральная гибель не менее страшна, потому что актриса дает нам в коротком эпизоде понять, что это - живой, умный, по-видимому, человек.

        Тема грустного сострадания к неустроенной судьбе своих героинь стала главной в кинематографическом творчестве Нины Ургант. Она умеет с сочувствием поведать зрителям о сложной, даже непутевой жизни женщин добрых, но не стойких, заслуживающих, казалось бы, осуждения, но в исполнении Ургант и внимания окружающих.

        Наиболее ярко, как художественное открытие прозвучала эта тема у Ургант в фильме "Вступление" в образе матери Володи. Подробно об этой работе мы будем говорить ниже, здесь же с сожалением добавим, что после "Вступления" роли таких героинь стали чем-то вроде амплуа актрисы. Образ матери Володи стал для некоторых режиссеров подобием готового эталона. Заведомо и безошибочно предполагая успех, актрису приглашают в фильм повторить себя, не больше. Поэтому, говоря о таких работах Ургант, как Варя в "Знойном июле" или Катерина в "Мать и мачеха", мы не можем их считать творческим открытием актрисы, хотя играет она эти роли интересно, выразительно, точно. Они созданы хронологически носче "Вступления", но о них целесообразно вспомнить раньше, чтобы в сопоставлении стала ясна принципиальная значимость того, что создала акт риса во "Вступлении" и что стремилась, но не могла до конца сделать в других картинах в силу иных режиссерских задач.

        Вот ее свинарка Варя в фильме "Знойный июль". Красивая, "выпуклая" женщина, как говорят о ней наиболее развязные из односельчан. Варька непутевая, безответная бедолага, окончила с трудом когда-то семь классов, задачку решить не может, по-немецки одно слово помнит. Пустила в дом постояльца, человека с такой же неустроенной, как у нее, судьбой, прилепилась к нему сердцем. Готовит ему, стирает.

        По замыслу авторов картины Варьку надо жалеть. Что ж, актриса с успехом справляется с этой задачей, она умело создает трогательный образ, ее недалекая добрая Варька запоминается в этой неудачной картине больше других. Постоялец настойчиво посылает ее учиться в город. Она не хочет уезжать, любит его. По едет. И вот в один прекрасный день ее постоялец видит хозяйку опять дома.

        - Срезалась?

        - Срезалась, Захар Васильевич! и теребит платок, и сияет смущенно. - Двойка.

        - По математике?

        - По математике. И по немецкому, и но всем двойки.

        И стыдно ей, и горько в глазах слезы, - а на круглом добром лице улыбка, и глаза в слезах сияют - счастлива, что вернулась "насовсем".

        Более психологически сложной, но не менее традиционной была роль Катерины в фильме "Мать и мачеха". Когда-то в молодости, погнавшись за новым призрачным счастьем, Катерина бросила в детском доме маленькую дочку и пошла крутить по свету.

        Прошли годы, дочка выросла и другую женщину называет мамой. И тут появляется Катерина. "Паразит" говорит о ней одна из деревенских женщин. Но менее всего Нина Ургант играет в этой роли отпетую женщину, которая в трудную минуту жизни пришла позариться на готовое.

        Есть что-то бесприютно робкое в этой слабой, некрасивой фигурке, которая спешит за школьниками и тихо окликает одну: "Нюрочка!" И лицо у нее какое-то просящее и словно заспанное, и дешевые сережки в ушах.

        Это не громкоголосая хват-баба вернулась после многолетнего гулянья в свое село, а пришла женщина, которая понимает, что сама своими руками сломала свою судьбу. Актриса углубляет драматизм ситуации. Ее Катерина не требует, а просит, просит о прощении и знает, что не заслужила его. Робко, жалко заглядывает она в глаза окружающим, задаривает дочку неумелыми подарками и не смеет сказать, что она ее мать. Бес приютная, скованная, незваной гостьей ходит она по чужому дому, не имея сил уйти, не имея мужества остаться.

        Ее терзания, ее рыдания среди ночи где-то у чужого забора - это расплата за прежнее легкое отношение к жизни. Ее уход из села так, как его играет актриса, - означает, что Катерина навсегда поняла преподанный ей урок. Где-то на рассвете тихонько выходит она из дома, оглядывается в последний раз по сторонам грустными и умудренными глазами и уезжает, чтобы начать свою жизнь сначала.

        Да, актриса умеет играть роли таких женщин, которых мы нередко встречаем в жизни. Она умеет подчеркнуть доброе начало в их душе.

        В исполнении Ургант звучит сочувствие к Варьке. Она заставила зрителей не только осудить свою Катерину, но и понять ее внутреннюю драму. Приглядитесь к моим героиням, словно говорит она с экрана, ваше внимание может помочь им, приподнять, распрямить их. Но как бы психологически глубоко ни играла актриса, предложенный драматургический материал диктовал ей, в конечном счете, знак минус в оценке этих героинь. Совсем иначе обстоит дело, когда мы говорим об образе матери Володи в фильме И. Таланкина "Вступление", поставленном по рассказам В. Пановой "Валя" и "Володя".

        Вера Панова - мастер психологического повествования. Одно это делает интересной актерскую работу в фильмах, поставленных по ее сценариям. Но есть еще одна черта, отличающая творческий почерк писательницы. Она, как мало кто в нашей литературе, умеет поэтизировать обыденность. О повседневном, обычном Панова умеет писать лирично. Эта же черта свойственна таланту Нины Ургант. И поэтому не случайной оказалась творческая победа этих двух художников, встретившихся в фильме "Вступление".

        Здесь актриса сделала больше, чем я написала, отмечает писательница. Она с удивительной чуткостью и душевной чистотой отнеслась к моей героине и добилась превосходных результатов. В экранизации образ не пострадал, а значительно обогатился.

        Чем же принципиально новым в искусстве является образ матери Володи? Ведь на первый взгляд он не отличается от рассмотренных нами выше Варьки, Катерины, да и многих подобных образов, встречавшихся во многих других произведениях. Такая же женщина поначалу появляется и во "Вступлении" - с дешевой кокетливостью одетая, недалекая, давно оставленная мужем с сыном на руках. Женщина с неустроенной судьбой, которая мечтает: "У меня еще будет настоящее счастье. Я еще полюблю и буду любимой" и не умеет построить это счастье.

        Нам поначалу нечем восхититься в этой женщине, но есть за что упрекнуть ее. По тому, как она держится, разговаривает, одевается, видно, как скуден, невелик круг ее интересов. Не достало когда-то желания, сил учиться, расти, умнеть, отстала от мужа, он, теперь крупный хирург, ушел к другой, а у нее так и жизнь проходит, день за днем, день за днем. Недалекая, приниженная, прибитая какая-то предстает она перед нами в первых кадрах фильма. Началась война. Ее с сыном эвакуируют из Ленин града. Она пришла на квартиру бывшего мужа, чтобы сын простился с отцом. Есть что-то жалкое в том, как она быстро смотрится на лестнице в карманное зеркальце, как робко, чуть дотронувшись до кнопки, звонит, как приниженно-уважительно задает вопрос новой жене: "Николай Константинович дома?" Не волнуйтесь, не беспокойтесь, уверяет она всем своим видом. Я не причиню вам хлопот. "Вы не хотите, чтобы ваш сын знал, что у него есть брат? Пожалуйста, не беспокойтесь, мальчик не проговорится", - спешит заверить она.

        Есть что-то просительное в ее готовности согласиться на любую просьбу, взять деньги от мужа, которые она не хочет брать, а берет.

        И ее мечта о счастье любить и быть любимой обернулась банальной связью с проезжим военным, который бросил ее с новорожденной дочкой на руках. Круг незадачливой жизни снова повторяется с печальной и не случайной закономерностью, а соседки судачат за ее спиной, осуждают, презирают.

        Но в оценке Володиной матери авторы произведения и актриса не встают на точку зрения соседок. Исподволь, постепенно дают они нам возможность вдуматься в характер героини, помогают открыть и понять ее душу и восхититься ею, не упрекая.

        Можно увидеть только приниженность в ее визите к отцу своего сына, но Нина Ургант играет и другое. Да, ее героиня - женщина неразвитая, недалекая, но все ее поведение продиктовано внутренним тактом, глубокой душевной чуткостью. Видимо, большой силы требовало от нее решение привести своего сына проститься с отцом. Судя по разговору с новой женой, она и вообще здесь впервые после разрыва, иначе зачем бы именно сейчас ее просили не проговориться. Но она знает, что не имеет права лишать сына отца и, перешагнув через самолюбие, приходит.

        И тем более несправедливо обиженной - ведь ею руководили самые лучшие побуждения - кажется она нам, когда бывший муж протягивает ей деньги. "Он думал, что я пришла из-за денег! Он думал, что я пришла из-за денег!" - вслух повторяет она, и нам становится ясен этот добрый, но "несчастный характер", который становится жалким, не умеет постоять за себя даже в лучших своих намерениях.

        Идут по улице два ровесника, едят только что купленное эскимо, она плачет, и уже сын, как брат, утешает несправедливо обиженную мать, а она всем примером своим учит его незлобивости и добру: "Нет, что ты, Володечка, было и у нас хорошее".

        Эта женщина с большой и доброй душой всегда прежде думает о других, у нее находят отзвук заботы других, она откликается на окружающих, стараясь не обременить, не обеспокоить их, принести только радость. И в этом проявляется неосознанный ею, но яркий талант человеческого общежития, который она передаст сыну. Самые добрые побуждения руководят ею, и разве можно винить ее, если так несчастливо стремясь к счастью, не умеет она отличить зло и найти умение противостоять ему.

        "Я еще полюблю и буду любима", - мечтала она, и вот в эвакуации появился человек, которого она, в слепоте своей и неумении, приняла за любящего. Он самодовольно принимает ее "любовь". А она вся искрится хмельным счастьем, сияет, став вдруг красивой, блистательной даже. В простоте душевной гордится обретенным счастьем, в ослеплении своем не видит самодовольной ухмылки гостя, недовольной мины, когда входит сын. Она всю жизнь, с тех пор как была оставлена мужем, ждала этого мига, ждала, что одарит любимого радостью, осыплет любовью, окружит счастьем, предвосхитит желания. И сияет, и заглядывает в глаза - понравился ли ему сын, понравился ли он сыну? - и читает в доброте своей тот ответ, который хочет прочисть. Ни ВИДИТ, КОГО любит. Но любит же! Так пронзительно точно, вызывая и радость за нее и сострадание к ней, играет Пина Ургант недолгое счастье Володиной матери.

        Л потом со всей трагической глубиной показывает ее страшное прозрение. В неуютной холодной комнате видно, поселилась она в эвакуации в бывшем монастырском доме - застает ее сын. Повзрослевший сын. Она сникла вся, угасла. В комнате неприбрано, сама неприбрана. Хочет объяснить все сыну, не может, не умеет найти слова: "Вот сестренка твоя. Тамара. Томочка. Правда, красивое имя?"

        И вдруг страшное, исступленное рыдание вырывается у нее. "Я не хочу жить!" - оплакивает она свое прошлое, свои ошибки, свое неумение предвидеть их. "Я не хочу жить!" рыдает она, уткнувшись лицом в пеленки, развешанные тут же, в комнате.

        У Нины Ургант есть сын, школьник. Когда он посмотрел фильм "Вступление", он сказал: "Мама, возьмем этих твоих детей к нам жить, и все будет хорошо".

        Надо сделать поправку на детское восприятие этого недетского фильма, но из такой фразы ясно, насколько жизненно достоверно сыграла Ургант драму женщины с несчастной, по ее вине несчастной судьбой. С, подлинным гуманизмом оправдала она перед нами жизнь этой женщины, раскрыла в каждом, даже неприглядном ее поступке - доброе, истинно человеческое.

        Но, собственно, в чем же творческое открытие актрисы в этой роли, выдвинувшее ее после фильма "Вступление" в ряд больших трагических талантов? Ведь и о Варьке и о Катерине она тоже рассказала зрителям с сочувствием, с истинно человеческим состраданием? Все было бы похоже, если бы в фильме образ матери не был соотнесен актрисой с образом Володи, ее сына. Он вступает в жизнь в трудные годы войны. Он, поднятый на ноги ею и воспитанный ею, вступает в жизнь, унаследовав лучшее, что есть в характере матери. Не поступками своими, часто глупыми и безответственными, учила его эта женщина. Она учила его всем строем своей души - откликнуться на горе других, спешить на помощь, видеть в людях лучшее, с доверием и открытой душой жить на земле.

        "Нет, Володечка, было и у нас хорошее", - говорила она сыну, обиженная протянутыми деньгами, после свидания с его отцом. Она провожала его в эвакуации на военный завод, снарядила, напутствовала, и сын казался уже старшим братом, когда отъезжала машина, а тоненькая, беспомощная фигурка на снегу все махала, махала ему вслед, оступаясь в наезженную колею дороги.

        И в последней сцене, столкнувшись с бедой матери, он, не раздумывая, пришел к ней на помощь. Он отправился в только что освобожденный от блокады Ленинград просить отца о помощи. Поехал без вызова, твердо уверенный, что люди помогут ему в беде. Эту уверенность, как незыблемую основу мировоззрения, воспитала в нем его мать.

        Так отражением в Володе раскрывается перед нами суть образа, сыгранного Ниной Ургант. По-новому, во всей глубине, воплощается ее давняя мечта о счастье. Она любит, и любима. Ее любит сын, достойно вступивший в большую самостоятельную жизнь. В самую печальную для нее минуту мы видим в последний раз мать Володи. На фоне сводчатого, забранного фигурной решеткой окна, со своей Томочкой на руках, она смотрится как Мадонна на старых полотнах. Применительно к характеру, сыгранному актрисой, это не странный образ. Она Мать своих детей (у нее даже нет имени в фильме, просто мать Володи) и сумеет вырастить их достойными.

        Исполнение этой роли обнаружило большое трагедийное дарование Нины Ургант, которое обещает впереди новые творческие успехи.

        Comment

        Working...
        X