Announcement

Collapse
No announcement yet.

Гайд на тему "Как стать официантом?"

Collapse

Forum Topic List

Collapse
X
 
  • Filter
  • Time
  • Show
Clear All
new posts

  • Гайд на тему "Как стать официантом?"

    Уорнинг:
    Если ваш доход 50 тысяч в год +, если вы илита общества, если официанство считаете унизительным, просто пропустите эту страницу мимо глаз. Пустая трата времени.


    Начну с причин, ведь казалось бы - на кой мне ехать в чужую страну и носить там тарелки с варевом-жаревом американцам?

    Во-первых, если вы в наглую просрали 2-6 лет в университете по специальности, которая вам настолько надоела, что связывать с ней свою жизнь вам не хочется ВООБЩЕ, то приехав в штаты, а начинать ведь с чего-то нужно, и в университет простому приезжему смертному, попасть трудновато, сервинг - отличная сфера.
    Многие американцы работают в этой сфере по N лет, аж до поклонного возраста. И хорошо зарабатывают. Так хорошо, что даже и не думают в менеджеры идти.

    Во-вторых, работа с гибким графиком, и отличный финансовый буст с самых первых месяцев в США.

    Уговаривать никого не собирался, просто стал куда довольнее, когда попал в нормальный ресторан с нормальным контингентом и нормальной оплатой. Решил написать небольшой гайд по собственному опыту, так как многие люди без опыта работы - стремятся стать официантами, чтобы с чего-то начать. Сам испытывал трудности, когда получал свой первый опыт в этой сфере. Вспоминая - хочу вас проинформировать.




    Интервью с работодателем.
    Запомните одну вещь: ваше интервью будет проходить с менеджером, и если вы ему не понравитесь как человек - дальше менеджера оно не уйдет, а ему еще нужно дойти до генерального менеджера. Генеральный менеджер - это, в некоторой степени, владелец филиала, иными словами не назвать. Не по бумагам, а по роду деятельности и правам/обязанностям. Потому, понравиться вам нужно обоим.
    По важности, что любит каждый менеджер (в убывающем порядке, но последняя строка не значит то, что она маловажная - все эти пункты - как воздух)

    1. НЕ ОПАЗДЫВАТЬ. Каждый менеджер любит порядок и чтобы его не за**ывали. Приходите на работу вовремя, и ни у кого мороки не будет.
    2. Быть хорошим командным работником. Если будет наоборот, вы будете всех бесить, в том числе и кухню - от чего появляются проблемы с клиентами, потом разговор клиента с менеджером, потом менеджера с кухней, потом вас увольняют. Играть нужно на команду и уважать всех на рабочем месте.
    3. Хороший английский язык. Он не должен быть идеальным, он не должен быть прям 100% как у американца. Вы должны уметь отвечать на вопросы клиента, а учитывая, что про атомный вес урана, или подобные вещи, спрашивают меня очень редко, вопросы обычно связаны с вашей работой.
    4. Нужно уметь улыбаться. Оно пусть и четвертым пунктом, но поверьте, оно важно как все три, вместе взятые. В этой сфере не держится унылый человек.
    5. Нужно быть социальным человеком, не глупым и уметь учиться. Нужно любить работать.

    Про воровство и пропуски рабочих дней без звонка - вообще молчу, это увольнение сразу/почти сразу

    Вывод из этого следующий: когда с вами говорит менеджер, говорите спокойно и улыбаясь. Постарайтесь внушить, что вы учитесь быстро, что вы социальная персона с позитивным настроем, что умеете работать в команде.
    Как отвечать на самый банальный вопрос "А что будет, если ты опоздаваешь?" - спокойно сказать: "Я, разумеется, буду стараться НЕ опаздывать. Но если такое случится, по мере возможности постараюсь заранее предупредить, и возможно, найти себе замену, если в итоге появиться вообще не смогу". И все в таком ключе.


    После этого, в случае успеха, вам предстоит второе интервью. Оно проходит либо с менеджером секции, в которой вы будете работать (официант/уэйтер/кухня и так далее. У всех секций свои менеджера), либо с генеральным менеджером. Ничего не меняется, в том же ключе - позитивно, с улыбкой, не робеть.




    Итак, вас взяли на работу.
    Сразу постараюсь написать небольшой словарик для начинающего официанта в Америке, т.к. обладая весьма хорошим английским, я свое удивление выкладывал на полу кирпичами, т.к. некоторых слов вообще НИКОГДА не слышал.

    Apron - фартук/передник. Подвязывается на пояс, в нем всякие карманы для ручек/чековых книжек и т.п.
    Check - 1) чек из банка, содержащий деньги. 2) листок бумаги с листингом заказанной пищи и итоговой ценой
    Receipt - листок бумаги с листингом купленных товаров, содержащий итоговую цену и уведомление об оплате.
    Check - до оплаты, Receipt - бумага, получаемая вами после оплаты
    Burger - котлета. Та самая, круглая котлета, к которой идут всякие ништяки и булки. Все целиком иногда тоже называется бургер.
    Platter - блюдо, на которое выкладывается пища
    Waiter/Waitress/Server - официант
    Hostess - девушка на входе, в обязанности которой входит распределение людей по залу и выдача им меню
    To go - "с собой"
    Silverware - столовые предметы
    Soda/pop - газировка (Pepsi/Coke/Mtn Dew и тд)
    On tap / On draft - "на разливе" (относится к пиву)
    Root beer - не пиво, а газировка темного цвета, не содержащая алкоголь
    Lane/Expo - на кухне есть длинный экспо-стол, на который повара выкладывают вашу пищу. Оттуда вы её забираете и выносите на стол.
    Tray - поднос
    Caddy - маленькая коробочка для влажных салфеток/соусов/чая/подсластителя и т.д
    FOH (Front of the house) - ваша часть работы в конце смены над вашей секцией. Столы, стулья, пол и т.д
    BOH (Back of the house) - ваша часть работы в конце смены на кухне или в официантских помещениях. Пополнение запасов/расходников, мусор, общая уборка
    Rolling silverware - все официанты заворачивают столовые предметы в салфетки, а хоустесы (hostesses) их выдают клиентам, когда провожают к столу
    Tip - чаевые
    Tip out - официанты оставляют процент от своих продаж (не чаевых, а продаж) хоустесам/барменам в конце смены
    Sandwich - бутерброд/ бургер в русском понимании
    5-top, 4-bottom, 10-top, 8-top - кодовые наименования для столов - стол на верхнем этаже на пять человек, на нижнем на четыре человека, верх на 10, верх на 8 и так далее.

    Потом допишу еще слов, все так просто не вспомнишь.

    Так вот, что вам нужно сделать с первых дней.
    Самое большое внимание сразу уделить изучению меню. Поверьте, самые огромные проблемы, которые только могут у вас быть - медленная работа. Из-за этого летит все. И ваше участие в командной работе, и ваши чаевые, и повышается кол-во недовольных посетителей. Вам нужно знать его почти наизусть. Плюс, когда вы знаете меню - ваши чаевые заметно возрастают. Вы всегда можете дать какую-то рекомендацию посетителю. И не беспокойтесь, если за первую неделю вы так и будете плавать в нем, как в первые дни работы. Зазубрить его за первую неделю, будучи в штатах новичком - нереально . Зазубрить - вы зазубрите, а вот объяснить что это такое, и уж тем более, найти это на экспо - не сможете никак.

    Далее - нужно разложить по полочкам в своей голове порядок действий. Обычно, вам дают секцию (несколько столов), и хоустесы рассаживают людей поочередно. Одного - Мише, второго - Степе, третьего - Наташе, и так далее. Круг заканчивается, и Мише дают второй стол.
    Трюк заключается в том, чтобы запоминать и держать в голове то, что вам нужно сделать для каждого стола. А потом, умудряться все это делать за один поход на серверную станцию. Как вы поняли, это, обычно, разделяется временем, а соответственно, запоминать приходится больше. Первому столу нужен чек, второму еще пэпси принести, третьему - салфетки, у четвертого взять заказ. Чем быстрее вы справляетесь со своими столами, тем больше вам дают новых столов, тем больше чаевых.

    С чаевых снимают таксы, как и с любой другой зарплаты, но я не видел еще ни одного официанта, который бы указал в графе "Tips" в итогах дня - что-то отличающееся от 0.00. Потому получаете вы чистым кэшем на руки, работая легально. А таксы снимаются с вашей почасовой зарплаты.




    Впервые попав к столу, я оробел и не знал как начать разговор. Ключ в практике, разумеется, но очень basic старт стола напишу, чтобы вы знали, как завязывается разговор с клиентом. Постараюсь диалог сделать показательным и информативным. Снизу дописал перевод к каждому предложению. Получилось полу-бредово, т.к. заморачиваться и литературно переводить не стал, сильно меняется предложение, но хотя бы будет понимание, о чем речь.

    S (server) - Hi guys, welcome to Ulitka's BBQ House, my name is Paul and I'm gonna be taking care of you tonight.
    Привет, ребят, добро пожаловать в Ulitka's BBQ House, меня зовут Паша и обслуживать буду вас сегодня я
    C (customer) - Hi Paul
    Здравствуй, Паша
    S - So. May I offer you some water, Coke, tea or lemonade to start with?
    Итак. Могу я предложить вам воды/колы/чаю или лимонаду, для начала? (будьте специфичными в названиях, не говорите просто "напитки", психологический прием)
    C - water with easy ice and a lemon on side for me and diet Pepsi for my wife
    Мне - воды, с небольшим количеством льда и лимоном отдельно (на блюдце), и диетическую Пепси моей жене
    S - I'm sorry, but we carry Coke products. Will diet coke work for you?
    Извините, но у нас продукция компании Coca Cola. Диетическая кола?
    C - well, same thing. Diet Coke then.
    Ну... один фиг, тогда диетическую колу.
    S - alright, I'll give you couple more minutes and will be back with your drinks then.
    хорошо. Я дам вам еще пару минут на выбор и вернусь с вашими напитками
    C - Thank you!
    Спасибо!

    S - here's your water, your lemons and your diet coke. And some straws for you as well. So. Do you need couple more minutes, or you ready to order?
    Ваша вода, лимоны и диетическая кола. И трубочки. Так что, вам нужно еще пару минут, или вы готовы заказывать?
    C - I think we're ready.
    Я думаю, мы готовы
    S - what can I get for you tonight?
    Что я могу для вас достать сегодня? (литературно перевести не получилось никак, не хотел чтобы совсем поменялся смысл)
    C - I'll go with Classic Cheeseburger with french fries, no top bun, and can I substitute tomatoes with pickles?
    Мне, пожалуйста, классический чизбургер и картошку фри (слово "французские" не значит ничего, это часть названия), без верхней булки. И могу ли я заменить помидор на огурцы?
    S - sure you can! And for you, ma'am?
    Разумеется можете. А для вас(обращаясь к женщине)?
    C - I want this baby back ribs, four bones please, I want them naked with seasoning on a side. Do they go with mild or hot sauce?
    Мне, пожалуйста, эти ребрышки (baby back это секция ребер свинины), четыре штуки, их, пожалуйста, готовить без соуса, и сам соус я хочу отдельно. Они обычно готовятся с неострым, или острым соусом?
    S - mild ma'am, but if you want something really spicy, I can ask kitchen about that.
    с неострым, но если вы хотите что-то поострее, я могу попросить кухню об этом
    C - oh no, I'm allergic to spicy sauces.
    нет нет, прост оу меня аллергия на острые соусы
    S - oh, I see. Okay. I'll go and take care of that, I'll be back with your food.
    оу, понял. Хорошо. Я пойду займусь этим и вернусь уже с вашим заказом.
    C - Thank you Paul
    Спасибо, Паш

    S - Alright, here's your Classic Cheeseburger sir, and here's your ribs platter ma'am.
    Хорошо, ваш классический чизбургер, сэр, и ваши ребрышки, мэм.
    C - Thank you, and, Paul, can we get some more paper towels or something please?
    Спасибо, и Паш, можно нам еще немного бумажных полотенец, пожалуйста?
    S - Ow, sure! You guys enjoy your food and I'll bring some napkins. Do you need refills by any chance?
    О, конечно! Приятного вам аппетита, я пока сбегаю за салфетками. Нужны ли вам рефилы(пополнение стаканов содой или водой)?
    C - yeah, I think I could use one. *hands his glass*
    да, мне не помешает. *протягивает стакан* - Очень важно здесь то, что клиент должен указать на стакан, либо протянуть его. В ином случае - НИКОГДА не предполагайте, что он уже доел/допил и вы можете забрать его тарелку или стакан. Иначе на ваших чаевых это неплохо скажется.
    S - Okay, I'll be right back
    Хорошо, сейчас вернусь
    C - Thank you!
    Спасибо!

    S - Napkins, ma'am. Just let me know if you'll need anything else, I'll be around!
    Салфетки, пожалуйста. Дайте мне знать, если вам понадобится еще что-либо. Я буду поблизости.
    C - Thank you! Paul, could you please drop our check off, whenever you'll have chance?
    Спасибо, Паш, и не мог бы ты принести нам наш чек сразу, как только у тебя появится возможность?
    S - Oh, you're here for lunch, aren't ya?
    Оу, забежали пообедать, не так ли?
    C - Yea, we were starving
    Да, умирали от голоду
    S - I surely can, I'll be back with it.
    Конечно могу. Сейчас вернусь с чеком

    И дальше процедура закрытия чека и пожеланий удачного дня и приглашение обратно, на новый визит.

    Все куда проще, но дело в практике. Займет некоторое время.




    Одно хочу сказать - вы не первые с проблемами в обучении этому делу в США, у всех процесс обучения проходит несколько резко и в проблемах с кастомерами и менеджерами. И я не к тому, чтобы вы не жаловались, нет. Я к тому, что у вас все получится. Все сервера через это проходят.
    Сервинг - работа строго-психологическая, и очень сложная морально. Оплачивается она приятно. Я зарабатывал удовлетворительную сумму денег, сменил работу и теперь делаю в полтора-два раза больше за смену, которая на несколько часов короче, чем на прошлой работе. Плюс подвижный труд, хорошо для здоровья.

    Удачи вам в начинаниях, пусть вам попадаются адекватные люди, поменьше дешевящих черных и мексиканцев (в этих словах нет рассизма или нацизма), т.к. нормальные люди среди них все таки есть, ну и загруженной вам секции Удачи!

  • #2
    Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

    Originally posted by Paul Silver View Post
    С чаевых снимают таксы, как и с любой другой зарплаты, но я не видел еще ни одного официанта, который бы указал в графе "Tips" в итогах дня - что-то отличающееся от 0.00. Потому получаете вы чистым кэшем на руки, работая легально. А таксы снимаются с вашей почасовой зарплаты.
    А потом в ресторан наезжает проверка из налогой, и вы получаете письмецо с убедительной просьбой доплатить за прошый год пару тысяч. Будьте к этому готовы.

    Comment


    • #3
      Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

      Originally posted by D-sp
      А потом в ресторан наезжает проверка из налогой, и вы получаете письмецо с убедительной просьбой доплатить за прошый год пару тысяч. Будьте к этому готовы.
      Я не сказал, что все должны так делать. Меня удивило, что американские официанты, работающие в тех филиалах по 8-10 лет, об этом отзываются, как "Ты должен дяде Сэму денег? Я - нет. Так что сегодня я сделал 0.00 долларов чаевыми". То есть, наверное, они знают об этом не по-наслышке, а из первых рук, так сказать.

      Comment


      • #4
        Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

        Paul Silver, удивляет, что вы всегда пишите 0 чаевыми и, особенно, что американские коллеги делают также... в пору ват была у меня практика ресторанная. предупредили сразу, что чаевые налом нужно писать в любом случае хотя бы 5 баксов, причем даже если в реале все чаевыми пробивались по картам (хотя такого практически не бывает, уж 5-10 но будет налом, даже если платят картой могут оставить чаевыми деньгами живыми)
        насчет top-out тоже кажется особенность вашего ресторана. хотя скорее в разных местах разные порядки. у нас было так - обязательно делиться только с барменом. причем только когда клиент пользуется услугами бармена (т.е. заказывает спиртное). с хостесс делятся по усмотрению, и тут больше от личных отношений зависит и от того насколько "понравились" данные клиенты. еще принято делится с бассерами (помощниками официантов), но тут тоже на усмотрение и честность официанта все. есть "рекомендация" сколько процентов от типов нужно выделить, но никто не проверяет, сколько их было реально. работала хостесс и помню одну нехорошую девочку (кстати русскоговорящую ), которая делилась только с одной афроамериканкой и то только потому, что она обещала ее побить, если она будет вести себя нехорошо (со слов других работников) при этом еще умудрялась жаловаться менеджерам на бассеров, которые не успевали ей помогать когда было бизи но ребят тоже можно понять, если стоит выбор помочь официанту, который делится чаевыми или тому, кто не делится... то очевидно кому он поможет
        ладно, чего-то я разболталась сегодня )

        Comment


        • #5
          Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

          спасибо за дополнение!
          я, как обычно, писал основываясь на своем опыте, и не дописывая об этом там, где оно нужно

          мне кажется, что это просто со временем так стало. Либо тут всем на закон насрать, не знаю. Я тоже удивился.

          Про тип-аут - у нас за напитки отвечают сами сервера, так что барменам не типуют. За бассинг отвечают хоустессы, так же. Это наверное порядок такой в данной зоне или в штате, т.к. это не единственный ресторан, где я работал, с такими порядками.
          И при том, что я помню про тип только барменам/только бассерам в других ресторанах - почему-то не написал об этом. Я писал первую часть статьи в пять утра, после относительно тяжелого рабочего дня. Сказалось, наверное

          Comment


          • #6
            Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

            Дурдом .

            Comment


            • #7
              Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

              Originally posted by DrEvil
              Дурдом .
              Где у тебя опять дурдом, Док? Кроме Нокии, все отстой?

              Comment


              • #8
                Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                Похоже Игорька выпустили, наконец-то, на свободу -- вот он и отрывается на радостях.

                Paul Silver, хорошие у тебя темы, интересные! Давай дальше...

                Comment


                • #9
                  Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                  Originally posted by DrEvil
                  Дурдом .
                  Originally posted by Sibiryak View Post
                  Где у тебя опять дурдом, Док? Кроме Нокии, все отстой?
                  Перевожу с "доковского" языка: "ужас, я бы не справился с такой сложной работой, какой ты молодец, Поль". Так ведь, Эвил?

                  Comment


                  • #10
                    Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                    Originally posted by Sibiryak View Post
                    Где у тебя опять дурдом, Док? Кроме Нокии, все отстой?

                    У тебя устаревшая информация

                    Ну я же не знал что это так почетно официантом работать, где надо всегда быть готовым учиться

                    Comment


                    • #11
                      Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                      Есои работа официантом - осознанный выбор или как одна из ступенек в лестнице жизни, то все нормально. Главное как человек себя при этом ощущает.

                      Пол, отлично написано, подробнейше, с юмором и доброжелательным отношением. Дам своим мальчишкам почитать

                      Comment


                      • #12
                        Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                        А кем угодно почетно работать. Только дол...бом не почетно.

                        Comment


                        • #13
                          Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                          Originally posted by Sibiryak View Post
                          А кем угодно почетно работать. Только дол...бом не почетно.
                          В общем любая профессия не зазорна, зазорно не работать в общем.

                          Comment


                          • #14
                            Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                            Для меня это этап, а не вся жизнь. Опыт в сервинге обязателен, чтобы пойти на бартендера - а там и весело, и денег еще в несколько раз больше. На универ зарабатыую

                            Comment


                            • #15
                              Re: Гайд на тему "Как стать официантом?"

                              Originally posted by Paul Silver
                              Для меня это этап, а не вся жизнь. Опыт в сервинге обязателен, чтобы пойти на бартендера - а там и весело, и денег еще в несколько раз больше. На универ зарабатыую
                              Ого, идешь на повышение? )))

                              Comment

                              Working...
                              X